23 ноября в Москве начал работу  Пятый Профессорский форум – ежегодный саммит научно-образовательного сообщества России, на котором вырабатываются ключевые решения в повестке развития системы высшей школы и университетской науки. В этом году важнейшее для национального вузовского сообщества страны событие проходит на площадке Общественной палаты Российской Федерации по теме: «Наука и образование в условиях глобальных вызовов». Топ-спикерами мероприятия  традиционно стали руководители профильных министерств и ведомств, ректоры и президенты ведущих университетов, а поднимаемые программой вопросы отражают всю палитру основных проблем развития профессорско-преподавательской и студенческой корпораций, работающих в отечественных университетах людей науки.

«В рамках пятого, юбилейного Профессорского форума мы впервые за три года встречаемся в очном формате. Личное общение, по которому все мы так соскучились, действительно имеет большую значимость для нашего сообщества: это связи и деловые контакты – как вертикальные, так и горизонтальные», — сказал на открытии мероприятия председатель Российского профессорского собрания, заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб. Он также подчеркнул, что «форум дал импульс для форумов экономических, медицинских, педагогических, химических, которые проходят раз в два года в Ярославле, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и других городах».

По словам Владислава Гриба, площадка Форума является уникальным механизмом выражения интересов наиболее активной части университетского сообщества, агрегируя настроения, мнения,  идеи и предложения по проектам, способным менять лицо отечественной высшей школы. Сегодня университеты страны призваны сделать все от них зависящее, чтобы не только успешно справляться со своими тремя основными миссиями – готовить кадры, развивать науку, быть для общества оплотом просвещения, но и стать точкой опоры для обеспечения интеллектуального и технологического суверенитета страны, — убежден председатель РПС.

Председатель Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования России,  председатель Наблюдательного совета Российского профессорского собрания Владимир Филиппов отметил  успешное и динамичное развитие Российского профессорского собрания, обозначил его перспективные задачи. «Из года в год наш союз крепчает – это видно по работе, по его наполнению». Одна из основных задач на сегодня, которую необходимо обсудить, – как укреплять региональные отделения», — полагает эксперт.

Со словами поддержки деятельности РПС и Профессорского форума обратился министр науки и высшего образования Валерий Фальков. «Высшая школа развивается и уверенно идет вперед, несмотря ни на что. Если говорить о нашем взаимодействии с форумом, то 5 лет – достаточный срок, чтобы сказать: площадка состоялась, она популярна и востребована». Многое из того, что обсуждается здесь, сразу «идет в работу» министерства.

Глава ведомства отдельно отметил удачную формулировку программного вектора заседания этого года – «Наука и образование в условиях глобальных вызовов». По словам министра, вызовы действительно существуют всегда, но надо признать, что, даже в сравнении с 2020-м, ковидным годом, 2022 год имеет свои особенности. По его мнению, события этого года заставляют иначе посмотреть на то, что делалось ранее. Одно из назревших решений – акцент на развитии внутрироссийской академической мобильности, анализ прошлого опыта и программы, направленные на включение в этот процесс новых стран и регионов, в первую очередь Юго-Восточной Азии – Китая и Индии, Латинской Америки, других крупнейших стран-партнеров России.

С приветствиями к участникам Профессорского форума также обратились вице-премьер Дмитрий Чернышенко, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев,  председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, глава РСПП Александр Шохин. В рамках пленарных и секционных заседаний в программе Профессорского форума обсуждаются вопросы постболонского этапа развития отечественной высшей школы, проблемы повышения качества высшего профессионального образования, трансфера знаний в экономику, повышения плотности интеллектуальной и инновационной среды в университетах.