Онлайн PR-дискаунтер Пиарим раскрутит любую компанию, товар, услугу или событие в интернет-СМИ по тарифам нижнего ценового диапазона при помощи подддерживаемой базы сайтов и удобной панели управления проектами. Массовое опубликование пресс-релизов возможно выполнить своими руками, поручить другим пользователям и/или проворным и обученным спецам PR-агентства, которые впахивают непрерывно.
В последние годы отмечается устойчивый интерес мирового сообщества к Арктике в связи с освоением арктических месторождений углеводородного сырья. Однако все виды деятельности прочно завязаны на присутствии в регионе армейских группировок ведущих госу...
ЖАРКИЙ СЕВЕР. Почему Арктика может стать новым очагом конфликтов
В последние годы отмечается устойчивый интерес мирового сообщества к Арктике в связи с освоением арктических месторождений углеводородного сырья. Однако все виды деятельности прочно завязаны на присутствии в регионе армейских группировок ведущих государств мира. Каков расклад военных сил НАТО, ЕС и России на Крайнем Севере – в материале «РР».
КРУГИ КОНФЛИКТА
На сегодня складывается четыре потенциальных конфликтных круга вокруг Арктики. Во-первых, это «официальные» арктические державы, Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, которые, имея побережье на Северном Ледовитом океане, обладают преимущественными правами на регион. Во-вторых – приарктические государства, обладающие территориями в Заполярье — Швеция и Финляндия. В-третьих – международные организации западных стран – НАТО и ЕС. Четвёртый «круг» соперничества вокруг Арктики складывается из неарктических государств, прежде всего, стран Восточной Азии, которые проявляют интерес к освоению региона.
Такое количество заинтересованных неизбежно ведёт к обострению на Севере экономических, политических и военных противоречий. Рассмотрим стратегии и позиции основных центров силы, претендующих на влияние в Арктике.
ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ В АРКТИКЕ США, СТРАН НАТО И ЕС
Вопросы, связанные с ростом ресурсной значимости региона, рассматриваются в качестве основы национальной политики Вашингтона в отношении Арктики. В военной доктрине США заявлено, что страна обязана «обеспечить более влиятельное присутствие» в арктическом регионе «с целью защиты своих интересов и распространения морской мощи». Особое место отводится обеспечению национальной безопасности. В октябре Вашингтон обновил свою арктическую стратегию, которая включает в себя усиление военного присутствия на Крайнем Севере, и провёл серию провокационных учений для сдерживания гипотетической российской агрессии.
Подобного рода демонстрация силы обусловлена тем, что Арктика до сих пор продолжает иметь чрезвычайно важное военно-стратегическое значение не только для США, но и для всех стран, имеющих выход в Северный Ледовитый океан. Предполагаемое освобождение ото льдов позволит Арктике стать пригодной для проведения большего количества военных операций. В этой связи приарктические государства расширяют масштаб военной деятельности и внедряет новых оборонные системы и комплексы.
Например, после вступления Финляндии и Швеции в НАТО произойдёт фундаментальный сдвиг в «мышлении альянса» в Арктическом регионе. Значительная территория будет охвачена в Арктике статьей 5 устава НАТО — положением о взаимной обороне. Таким образом, в США ждут, что новые союзники альянса активно займутся вопросами обороны в регионе. А США чужими руками обеспечит себе преимущественные права на разработку и эксплуатацию полярных месторождений минеральных и энергетических ресурсов.
Аналогично НАТО в направлении обострения международного соперничества за контроль над арктическими ресурсами идут Канада, Дания, Норвегия. К примеру, Дания создала Арктическое командование, и переместила группировки сил и военную базу на север Гренландии.
Помимо США, главным инициатором усиления активности альянса в регионе и первой из стран, переместившей своё военное командование за полярный круг, стала Норвегия. Премьер-министр Йонас Гар Стёре 31 октября предупредил, что вооруженные силы страны с 1 ноября повысят уровень готовности. По его словам, международная ситуация вынуждает все страны НАТО быть более бдительными. Постоянно находящиеся на севере Норвегии и в омывающих её морях подразделения НАТО периодически проводят учения от традиционных ежегодных и многотысячных маневров типа «Джойнт Винтер» и «Нордик Пис» до взводных и ротных, улучшается военная инфраструктура, а авиация и военные корабли альянса осуществляют постоянное патрулирование приграничных с Россией районов.
Европейское руководство также готовит себя к тому, что изменение международной обстановки вызовет наращивание военной деятельности в регионе. Движущей силой, подталкивавшей ЕС к более агрессивной политике в Арктике, являются те же Швеция и Финляндия, которые чувствуют себя оттеснёнными от арктических дел, хотя и имеют значительные интересы в этом регионе.
Что касается интересов стран Восточной Азии, нужно отдавать отчет в том, что теоретически любая страна (Китай, Индия, Япония) может заявить право на общее пользование Арктикой. Так что региону не позволят остаться «ничьим», и его деление, скорее всего, будет основано на факте реального экономического и военного присутствия в регионе. Именно исходя из этих соображений, следует оценивать активность Китая на Севере.
ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ РОССИИ В АРКТИКЕ
Россия неустанно подчеркивает, что серьёзного конфликтного потенциала в Арктике, тем более с её участием, нет.
«Российская политика безопасности в Арктике прозрачна. Мы никому не угрожаем в этом регионе», — говорится в различных документах, посвященных региону.
Сейчас Россия председательствует в Арктическом совете, куда входят Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Швеция и Дания. Однако, во-первых, председательство Москвы скоро закончится, а во-вторых, остальные государства фактически прекратили своё участие в этом совете в марте 2022 года, предпочитая проводить неформальные встречи на стороне.
В ЕС утверждают, что ключевые проблемы — от 60% до 75% проектов — в Арктике можно решать и без участия Москвы. Речь идет о таких областях, как образование, рыболовство и многое другое.
«Мы должны быть реалистами, учитывая поведение России на Украине и во всём мире, и мы видим ограниченные возможности для сотрудничества с Москвой в Арктическом совете», — отмечают в ЕС.
Именно поэтому, Российская Федерация не может позволить себе остаться в стороне. В Арктике все виды деятельности прочно связаны с интересами военной безопасности нашей страны. Здесь базируются силы Северного флота, находится его операционная зона, сосредоточены важнейшие предприятия оборонной промышленности. Государственная граница на протяжении почти 20 тыс. км проходит по Северному Ледовитому океану. Это наиболее открытая в плане прямого контроля полоса границы и передовая линия системы обороны территории государства.
По этой же причине высшее военное руководство страны пошло на создание арктических войск, которые специально готовятся к ведению боевых действий в сложных геолого-климатических условиях, включая низкие температуры. В регионе сформировано специализированное арктическое военное формирование Сухопутных войск – 80-я отдельная арктическая мотострелковая бригада. Внесены изменения и в планы деятельности Северного флота, чьи корабли постоянно проводят арктические походы.
В целом Россия в настоящее время по-прежнему единственная страна в мире, имеющая такое крупное формирование сухопутных войск, специально предназначенное для действий в Арктике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образам, направленность внешней политики зарубежных стран в Арктике свидетельствует об их стремлении обеспечить свои экономические и военно-политические интересы посредством наращивания военной активности на Севере, что может превратить этот регион в очередной очаг напряженности. В свою очередь, Российская Федерация последовательно выступает за компромиссное урегулирование территориальных споров и мирное освоение Арктического региона.
Наталья САВЕЛЬЕВА