Западные страны продолжают усиливать давление на «теневой флот» из десятков танкеров, который возит российскую нефть в Азию в обход санкций и потолка цен. Зарегистрированная в Индии Gatik Ship Management, ставшая крупным перевозчиком баррелей из России в конце прошлого года, лишена сертификации танкеров в британском реестре Lloyd’s Register, сообщает Reuters.

У компании со штаб-квартирой в Мумбае, собравшей флот суммарной емкостью более 30 млн баррелей, с 3 июня отозваны сертификаты на 21 танкер. Lloyd’s Register «стремится содействовать соблюдению санкций в отношении торговли российской нефтью» и не будет предоставлять услуги судам, которые их нарушают, пояснил Reuters представитель Lloyd’s.

Классификационные общества, такие как Lloyd’s Register в Лондоне, предоставляют услуги, среди которых проверка мореходных качеств и сертификация, необходимая для обеспечения страхования и входа в порты. В общей сложности Gatik владеет флотом из 48 танкеров стоимостью $1,4 млрд. Почти все суда заходили в российские порты и вывозили нефть или нефтепродукты, показал анализ Vortexa.

По данным CNN, размер «теневого» флота, готового содействовать экспорту российской нефти, составляет примерно 600 судов, что занимает 10% от общего мирового количества крупных танкеров. Эксперты американского телеканала делят накопленную Москвой морскую армаду на «серые» и «темные» корабли, которые зачастую отключают систему автоматической идентификации, что не позволяет определить их габариты и маршрут передвижения.

«Серыми кораблями», по мнению CNN, считаются суда, проданные европейцами владельцами в прошлом году ближневосточным и азиатским фирмам. В свою очередь, «темные» танкеры принадлежат иранским и венесуэльским компаниям, уже не первый год находящимся под западными санкциями и давно научившимся преодолевать ограничительные препоны. Ежемесячно Россия привлекает в свой «теневой флот» от 25 до 35 судов, расширяя тем самым географию экспортных поставок энергоресурсов.