Республика Саха (Якутия) – самый крупный по территории субъект Российской Федерации. Значительная часть региона относится к арктической зоне, он является самым холодным и климатически сложным в стране, но при этом – как ни парадоксально звучит – республика по факту является аграрной. Именно в этой сфере сегодня занято основное коренное население Якутии. Основной упор сделан на животноводство и выращивание картофеля. Важную роль здесь играет малый и средний бизнес, которому помогает региональное отделение партии «Партия Дела». О сложностях, присущих бизнесу в Якутии, поддержке сельхозпроизводителей и грядущих выборах мы поговорили с главой «Партии Дела» в Якутии Виталием Обеденым.

– Виталий Валерьевич, прежде чем мы поговорим о Якутии и политической деятельности в регионе, расскажите, как Вы пришли в политику?

– По образованию я политолог. Более 20 лет назад, еще на третьем курсе университета, пришел работать в крупнейшую якутскую негосударственную газету – «Якутск Вечерний», да и остался там надолго. Со временем стал ведущим политическим и экономическим обозревателем. Полагаю, был неплох в своем деле – получал высшие награды Союза журналистов России, премию Правительства Российской Федерации (премьером тогда был Владимир Путин, он и подписал распоряжение). Многие годы я целенаправленно занимался именно анализом и обзором экономики региона, а также освещением проблем малого бизнеса. Почему выделяю последний? Так сложилось, что все крупные компании Якутии сегодня – пришлые. Все, что было создано на территории республики в советские годы и досталось местным после приватизации, буквально за одно десятилетие было или обанкрочено, или продано в частные руки. Частью – за бесценок. Сегодня собственной, национальной экономики у Якутии нет, только бюджетная сфера. По сути, региональная экономика состоит из малых и средних предприятий. Именно их проблемам я в своих публикациях посвящал много времени. С 1998 года в «Якутске Вечернем» выходило приложение для малого бизнеса «Дикое Поле». Как эксперт, глубоко знакомый с проблемами и бедами частного сектора, со временем вошел в Координационный совет по предпринимательству при главе г. Якутска, затем в аналогичный совет при главе республики.

В политических событиях всегда принимал активное участие, но, как правило, – или как сторонний наблюдатель, или как политический консультант. Как активный игрок начал пробовать себя с 2021 года, после выборов мэра Якутска, на которых я занял второе место, уступив кандидату от «Единой России», на которого работал весь административный ресурс столицы и республики, 4%. Уже после выборов начал искать союзников. Получил приглашение посетить съезд «Партии Дела» в Москве, слетал, принял участие. Много слушал, знакомился с будущими коллегами, пообщался с руководителями партии – лидером Константином Бабкиным и секретарем Федерального Совета Алексеем Лапушкиным. Понял, что у регионального отделения в Якутии может быть перспектива. В целом «Партия Дела» позиционирует себя как объединение промышленников и аграриев, для Якутии более чем подходит, хотя верно будет и немного сместить акцент: мы также партия предпринимателей, людей дела. Тех, кто не ждет у моря погоды, но берет судьбу в свои руки. 

– Сегодня многие эксперты говорят о необходимости развития отношений центра и регионов. Как Вам кажется, нужно ли давать большую экономическую самостоятельность субъектам?

– Сила – в многообразии. Россия слишком большая страна, чтобы управляться по одному лекалу. Считаю, что для государства мудрее было бы дать дополнительные возможности и свободы, особенно в части экономики, и ужесточить спрос за результат. Увы, сегодня ситуация прямо обратная. В результате имеем поразительный итог: Якутия имеет ВРП в 1,5 трлн руб. при бюджете в 270 млрд руб., но при этом остается дотационным регионом!

Как так? Ответ один – несправедливое перераспределение налогов. Кроме того, у региона нет возможности активно влиять на политику крупных недродобывающих компаний, которые сюда приходят. Раньше в стране действовал, на мой взгляд, очень важный и значимый принцип – правило «двух ключей». Оно касалось выдачи лицензий на разработку недр. Один «ключ» выдавало Правительство Российской Федерации, а второй (вторая подпись на лицензии) – предоставлялся региону. При таком раскладе претендент на запасы месторождений был вынужден вступать в плотные взаимоотношения с региональной властью, принимать на себя обязательства по участию в социально-экономическом развитии территорий. Такие мероприятия были полезны региону: Якутия получала дополнительные средства, имела большее влияние на политику добывающих компаний. 

Но это правило упразднили, и сейчас «ключ» только в руках правительства. Как результат, регион в меньшей степени заинтересован в том, чтобы отдельные месторождения выставлялись на продажу. Толку, если налоговые платежи у нас не оседают, а все вопросы топ-менеджеры этих компаний решают в Москве? Возвращение «двух ключей» было бы не только отличным опытом для Якутии, но и примером для тех регионов, где есть добывающая и горнорудная промышленность. 

– Каждый регион в России уникален. Какие специфические проблемы есть у Якутии? 

– Огромная проблема республики – логистика. Якутия – самый большой регион Российской Федерации, площадью более 3 млн кв. км. На нашу долю приходится 1/6 всех российских пространств. При этом населенные пункты плохо связаны между собой, элементарно не хватает дорог. Некоторые территории, особенно когда наступает период весенней или осенней распутицы, доступны только на лодках и вертолетах. Для динамичного развития Якутии нужно хорошо вкладываться в дороги. В последнее время в рамках федеральной программы «Безопасные качественные дороги» республика получает значительное финансирование, но всегда есть свое «но». Во-первых, обязательным условием для этого является софинансирование из регионального и местного бюджетов, что требует изымать гигантские суммы из казны (а Якутия, напомню, при всех своих богатствах дотационный регион, причем входит в первую тройку!). Во-вторых, любая программа имеет свойство заканчиваться, и будет ли она продлена – вопрос.

Одним из симптомов этой большой транспортной беды Якутии является такая наболевшая тема, как строительство моста через Лену. В республике это один из самых обсуждаемых вопросов: быть мосту или не быть? Лена – большая река, входит в пятерку крупнейших в мире. Она разделяет регион на заречные и центральные районы. Без моста затруднено транспортное сообщение, приходится перевозить грузы на паромах или по ледовым переправам, периодически транспортная доступность полностью отсутствует. Мост мог бы обеспечить круглогодичную коммуникацию. Начало положено: инженерно-геологические изыскания и подготовительные работы ведутся, но республика без федеральных средств одна не сможет вытянуть этот проект. А средства эти согласовать никак не могут. Тема очень старая, тянется с 2006 года, с тех пор прошло 17 лет, потрачены сотни миллионов рублей только на бумажки (проектирование), а моста как не было, так и нет.

– Он действительно так важен, или это уже вопрос принципа?

– У этого проекта огромный экономический потенциал: мост соединит две части Якутии, и порядка 90% населения окажется в зоне круглогодичного завода грузов. Айсен Николаев, действующий глава Якутии, пытается «продать» этот проект федеральной власти, как часть межрегиональной транспортной сети, которая будет соединять Якутию с Магаданом, Иркутской областью. Так вырастет оборот грузов, отчего выиграет не только республика, но и наши соседи. Пока получается не очень – мост через Лену не попал ни в одну программу, имеющую подтвержденное финансирование. Без федеральных средств шансов его построить нет, слишком дорогой проект – цена вопроса уже поднялась до 170 с лишним миллиардов.

– Вы много занимались изучением малого и среднего бизнеса и хорошо знаете проблемы, которые в этой сфере существуют. Можете ли Вы обозначить сложности, которые наблюдаете в регионе? 

– Объективная сложность – высокая стоимость электроэнергии и тепловой в республике. У нас очень холодные и очень долгие зимы, высокие затраты на обогрев. В зимний период сильно возрастают расходы на электроэнергию. Это делает якутский бизнес неконкурентоспособным на фоне соседей. Одно время на Дальнем Востоке вводилось вырывание энерготарифов, и это дало возможность якутскому бизнесу, что называется, «раздышаться»: он вкладывался в свое развитие, наращивание ассортимента товаров и услуг, оборота, поиск новых сотрудников. Бизнес почувствовал поддержку, и эти меры помогли ему пережить период пандемии. Сейчас все идет в прямо обратном направлении. Программа по выравниванию энерготарифов свернута, на оптовом рынке цены растут. Только за последний год тарифы на электричество выросли для бизнеса на Дальнем Востоке в 1,5 раза. При этом в Якутии они в несколько раз выше, чем в среднем по ДВФО.

Второй объективный момент – трудовое законодательство. Сегодня требует, чтобы работодатель обеспечивал своим работникам проезд к местам отдыха. Так как Якутия находится на отдалении от европейской части страны, стоимость перелета (билет в одну сторону эконом-классом может стоить до 30 тыс. и выше) существенно нагружает бюджет маленьких компаний, которые пытаются вести дела «вбелую». У малого бизнеса просто нет возможности выполнять это обязательство. Предприниматели постоянно ставят вопрос о субсидировании или компенсациях перед руководством республики, но ничего не меняется. Как результат, многие предприятия либо вообще не предоставляют эту услугу, либо представляют ее только формально, на бумагах.

Кроме того, у нас очень высокий индекс административного давления. Есть исследования (проводятся аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ и институтом экономики им. Плеханова), которые показывают, насколько малый и средний бизнес зарегулирован на территории того или иного региона, как долго / быстро и прогрессивно проводятся согласования, как часто контрольно-надзорные органы занимаются «репрессиями» вместо профилактики. Так вот, по этому показателю Якутия находится практически в «хвосте» среди прочих субъектов Российской Федерации. Иными словами, у нас очень зарегулирован бизнес. И это при том, что Якутия, наверное, единственный регион в стране, у которого с 2001 года существует отдельное Министерство предпринимательства. 

– Значимую роль в ведении бизнеса играет налогообложение. Существуют ли в республике сложности с налоговым законодательством?  

– Я уже говорил, что, имея валовый региональный продукт в 1,5 трлн руб., мы входим в тройку самых дотационных регионов России, одно время даже были его лидерами. При этом наши собственные расходы за год – около 265–270 млрд рублей. Мы наблюдаем не совсем справедливое распределение налоговых ресурсов. Такое положение – общефедеральная проблема, многие главы субъектов обращают внимание федерального правительства на парадоксальность этой ситуации, но налоговый базис не меняется.

Что касается именно малого бизнеса, то в прошлом году регион пошел на снижение налоговых ставок по УСН в связи с упразднением популярного специального налогового режима ЕНВД. Однако с начала года все отыграли назад, и налоговые ставки для предпринимателей вновь выросли, причем сразу в 1,5–2 раза. Это серьезный удар. На последнем заседании Координационного совета Айсен Николаев заявил о необходимости вернуться к этому вопросу, но пока работы в этом направлении лично я не вижу. Возможно, когда речь зайдет о формировании закона о налоговой политике Якутии на 2024 год, удастся вернуть пониженные ставки. Будем пытаться убедить чиновников.

– Если вернуться к теме сельского хозяйства, какие региональные программы поддержки сегодня действуют? Эффективны ли они?

– Прямо скажу, аграрный комплекс Якутии – планово-убыточная сфера. Главная ее задача – не обеспечить казну налогами, не завалить рынок собственной продукцией, а обеспечить занятость людей и сохранить традиционные формы хозяйствования. Преимущественно население на селе занимается разведением крупного рогатого скота, табунным коневодством, в меньшей степени оленеводством. Тут забавный момент – первая ассоциация с республикой – это северный олень, но коренное население Якутии, саха, вовсе не оленеводы. Оленеводством занимаются преимущественно малочисленные народы Севера, живущие на территории республики, – эвены, эвенки. Главное животное для саха – лошадь.
В республике действует субсидирование сельского хозяйства в разных формах. Например, есть субсидии на голову скота, есть и на закупку молока у местных производителей. Все виды федеральных мер поддержки также действуют в регионе. Достаточно ли этого? Мы на благодатный Краснодарский край, где палку воткни – заколосится. Явно нет. Необходимо расширять виды поддержки и объем выделяемой помощи.

– В Якутии добывается нефть, газ, уголь. Многие регионы с похожей структурой производства ставят перед собой задачу – развивать перерабатывающие мощности. Есть ли такие программы в республике? 

– Нет. Вернее, планы и мечты есть, а реализация их отсутствует. У Якутии, как правило, нет доли в компаниях, разрабатывающих недра (если не считать «АЛРОСА», там 30%). Сами же эти компании не видят смысла вкладываться в переработку на территории Якутии: далеко и дорого. Я уже говорил, что в республике страшно дорогое электричество и коммунальные услуги в целом. Местная рабочая сила также вылетает в копеечку: если ты привлекаешь местных, то к зарплате надо добавлять районный коэффициент 1,4, а также обеспечивать дорогостоящую оплату проезда к местам отдыха. Промышленникам проще массово везти вахтовиков, что они и делают. Все это делает перерабатывающую отрасль в Якутии просто нерентабельной. Поэтому в регионе практически и нет переработки. А если и есть, то мелкоштучная, нацеленная на собственного потребителя. Географические особенности накладывают серьезные ограничения. Мы (вернее, крупные компании и госкорпорации) добываем сырье и отправляем его на экспорт. И все на этом.

– В 2022 году, на съезде «Партии Дела», была принята программа развития «НЭП 2.0». Как Вам кажется, какие партийные тезисы имеют особое значение для Якутии? Сможет ли их реализация улучшить социально-экономическую ситуацию в регионе? 

– Сейчас я как раз занимаюсь адаптацией программных тезисов для избирателей Якутии, в рамках подготовки к избирательной кампании. Многие будут работать. Особенно для малого и среднего бизнеса. В программе партии есть тезис – «предприниматели – это золотой фонд нации». Абсолютно с ним согласен. Считал и считаю, что предприниматели – одна из самых важных частей общества, это люди пассионарного начала. Люди, которые не ждут, что бюджет даст гарантии, стабильную зарплату, социальный пакет. Они все делают сами: берут ответственность за себя и свои семьи, рискуют, лезут в долги, кредитуются, закладывают квартиры, целый день крутятся, находят партнеров, решают проблемы доставки, логистики и т.д. Не жизнь, а прямо по Дарвину – struggle for existence – борьба за существование.
Именно предприниматели в постсоветское время, после разрушения централизованной торговой сети, сами, без оглядки на государство, обеспечивали население продуктами питания, товарами народного потребления. Баулами таскали! Эти люди постоянно решают десятки больших и малых проблем, стараются соответствовать сотне правил и регулярно сталкиваются с недобросовестным отношением отдельных чиновников. Например, среди чиновников – и государственных, и муниципальных – царит откровенно полупрезрительное отношение к торговле. Для них это не бизнес, не предпринимательство: «вы барыги, купи / продай». Зато из добычи сырья и IT сделаны золотые тельцы – все вокруг них скачут. С одной стороны, это вроде как оправданно, но в то же время нужно понимать: мало что-то сделать. Этот продукт нужно доставить, пересортировать, упаковать, прорекламировать и продать потенциальному покупателю. Без торговли промышленность недееспособна. А потому решительно все, кто занимается частной предпринимательской инициативой, – достойны большого уважения. Без деления по отраслям. 

В рамках избирательной кампании мы вернемся к проблемам налоговой политики в республике. Все-таки я считаю, что нужно пересматривать ставки УСН в сторону понижения. Малый бизнес в Якутии никогда не будет крупным налогоплательщиком, он решает совсем другую задачу – задачу занятости. Все экономически активное население Якутии насчитывает менее 600 тысяч. В малом и среднем предпринимательстве работают 118 тысяч человек – получается, каждый пятый. Малый и средний бизнес обеспечивает население рабочими местами, не напрягая при этом бюджет. Я считаю, что это чудовищно недооценивается, поэтому отношение к бизнесу не такое уважительное, каким должно быть. 

 – Вы сказали про подготовку к избирательной кампании. Сегодня активно обсуждается внедрение системы электронного голосования на региональных выборах. Возможно ли ввести эту систему в Якутии? 

– Якутия не готова к введению системы дистанционного электронного голосования на всей территории. И я думаю, что это скорее связано не с желанием нашей республиканской избирательной комиссии, а с технической неспособностью Якутии обеспечить доступ к электронному голосованию для всех. 

Из-за огромной территории и плохой логистики у нас большой коэффициент цифрового неравенства. В отдельных населенных пунктах настолько медленный интернет, что даже онлайн-кассы не могут работать. У нас просто физически нет возможности обеспечить доступ к системе ДЭГ. 

– Если говорить о грядущей избирательной кампании, расскажите о ближайших планах регионального отделения. 

– В сентябре в Якутии будут параллельные выборы: главы республики, парламента республики, городской думы Якутска. «Партия Дела» будет представлена на выборах в парламент (Ил Тумэн) и гордуму столицы. Будем выдвигать списки и одномандатников. Задача минимум: провести список в городскую думу Якутска, – в этом случае партия получит «политическую лицензию» и сможет выдвигать в парламент республики кандидатов в депутаты без сбора подписей. Задача-максимум – параллельно завести несколько депутатов в Ил Тумэн.

У нас хорошие позиции в Якутске, и люди нас поддержат, я это знаю. На выборах в мэры Якутска мне и моей команде удалось добиться консолидации почти всех альтернативных голосов. Партии, обычно выставляющие кандидатов-спойлеров, которые набирают по 3–7%, ничего не делая, собрали от силы по 1%, и даже коммунисты показали рекордно низкий для себя показатель – 11% голосов. В итоге, как говорил в самом начале, я проиграл своему оппоненту из «Единой России» всего 4%, при том что активно вступил в избирательную кампанию фактически за три недели до ее завершения, а административное давление было невероятным… 

Думаю, что позиции у нас хорошие, и есть все шансы. Проблема лишь в том, что для регистрации на выборах мы вынуждены будем собирать подписи, а в реалиях российского электорального права – это лотерея. Придраться могут к чему угодно. Со своей стороны, мы планируем подойти к сбору подписей очень серьезно: многократный контроль документов, плотное юридическое сопровождение, фиксация каждого шага. По сути, у нас будет две кампании: первая – подписная, а вторая – избирательная, уже когда нас зарегистрируют. 

В ближайшее время начнет полноценно функционировать партийная приемная, что даст возможность более системно работать с гражданами и предпринимательским сообществом.