Генеральный директор Центра развития промышленности Ленинградской области, победитель конкурса «Лидеры России» Вера Штокайло считает, что ключевой задачей 2023 года должна стать стабилизация ситуации в обрабатывающих производствах. Кроме того, в ближайшие годы именно несырьевые предприятия должны стать драйверами развития российской экономики, добавила эксперт. Подробности читайте в эксклюзивном интервью «Регионам России».

Эксперты Московского экономического форума (МЭФ) полагают, что фундаментом развития экономики на ближайшие годы должно стать развитие несырьевых производств. В условиях сложной конъюнктуры международного рынка такая позиция позволит заполнить пустующие ниши продукцией отечественного производства. Согласны ли Вы с таким тезисом? Как Вы оцениваете развитие несырьевых производств в России сегодня?

 —  По итогам прошлого года мы видим, что в целом предприятия Ленинградской области смогли адаптироваться к санкционному давлению лучше, чем ожидалось. Конечно, ограничения импорта оборудования и комплектующих, а также ограничения экспорта существенно повлияли на некоторые отрасли. В частности, с трудностями столкнулись предприятия лесоперерабатывающего комплекса и еще ряда отраслей. Но в целом у предприятий имелся запас прочности, и они достаточно быстро сориентировались.

Основная задача на текущий год – стабилизация ситуации в обрабатывающих производствах. Мы ожидаем положительную динамику в таких отраслях как производство химических продуктов, строительство вагонов, а также производство пищевых продуктов.

В ближайшие годы несырьевые предприятия станут драйверами развития российской экономики. Государственная поддержка, внедрение инновационных технологий и новых методов производства позволят повысить конкурентоспособность российской продукции, а в дальнейшем – увеличить несырьевой экспорт и заполнить пустующие ниши.

 —  Сегодня Правительство России реализует целый ряд проектов, направленных на развитие инфраструктуры в регионах. Экономисты уверены, что подобные субсидии в сфере промышленности смогут ускорить темпы технологической трансформации и обеспечить импортозамещение в базовых отраслях экономики. Целесообразно ли внедрение таких субсидий на федеральном или региональном уровнях? Какие иные меры государственной поддержки на Ваш взгляд могли бы помочь? Как Вы оцениваете эффективность существующих мер?

 —  В развитии промышленного потенциала региона немаловажную роль играют небольшие предприятия, выполняющие функцию создания эффективной конкурентной среды взаимодействия и развития крупного бизнеса. Обычно такие предприятия в силу своего масштаба не имеют возможности быстро построить собственные производственные корпуса, произвести переоборудование производственной площадки. Поэтому на федеральном и региональном уровнях реализуются различные механизмы поддержки таких предприятий: льготные займы; гранты на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитным договорам в целях пополнения оборотных средств; субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования, уплатой процентов по кредитным договорам; льготная арендная плата земельных участков для реализации проектов импортозамещения; налоговые льготы и др.

На мой взгляд, в целях сокращения сроков реализации инвестиционных проектов в промышленности, в том числе в области импортозамещения, важно не только предоставлять финансовые меры поддержки в виде субсидий, но упрощать и сокращать процедуры прохождения согласования градостроительной документации и лицензирования, заключения государственных и муниципальных контрактов, получения субсидий.

Ещё один тезис, который существует в экспертном экономическом сообществе, состоит в необходимости реализации политики протекционизма, т.е. защиты отечественного производителя, предоставления ему более выгодных условий, по сравнению с иностранными компаниями. Как Вы полагаете, верно ли применять такой подход в нынешних условиях? Какие меры протекционизма целесообразно применять?

 —  Везде требуется баланс и быстрая реакция на изменения на отечественном рынке. Например, в марте 2022 года на российском рынке возник дефицит сырья — заготовок пакетов из картона для производства упаковки жидких пищевых продуктов типа PURE-РАK. Дефицит был вызван отказом иностранной компании от поставок на российский рынок. Заводы нескольких российских производителей упаковки остались без основного сырья и вынуждены были искать альтернативу. Принятое ЕЭК решение об обнулении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении широкой номенклатуры товаров, в том числе в отношении сырья для упаковки жидких пищевых продуктов типа PURE-РАK, позволило быстро найти новых поставщиков. Но сейчас ситуация изменилась: используя существующие преференции, иностранные компании начали ввозить не только сырье, но и готовую упаковку. В результате большая доля рынка переходит к иностранным производителям, и это создает высокий риск исключения из цепочки производства передела.

Аналогичная ситуация с постепенным доминированием иностранных производителей на российском рынке наблюдается с продукцией из пенополиэтилена. В случае вытеснения китайскими производителями регионального поставщика рискует вся цепочка переработки: от сырья до готового продукта.

Учитывая, что на внутреннем рынке возобновляются производства дефицитных видов сырья и товаров, а для отечественных производителей появляются новые возможности обеспечивать спрос не только на российском рынке, важно производить мониторинг установленных нулевых таможенных пошлин на ввозимые сырье и товары.

Напоминаем, что 4-5 апреля 2023 года состоится Московский экономический форум (МЭФ), в рамках которого год от года прорабатываются идеи разумной экономической политики. Холдинг «Регионы России» является информационным партнёром мероприятия.