Возможные и необходимые изменения в оценке эффективности деятельности университетов обсуждали эксперты на круглом столе «Единые подходы к оценке университетов: возможность или утопия?», состоявшемся 1 февраля в мультимедийном пресс-центре международной медиа- группы «Россия сегодня».

Система оценки эффективности деятельности вузов в настоящий момент пребывает в кризисе, в контексте новых условий и вызовов подходы и методологии в оценке университетов неизбежно будут изменяться, такое мнение прозвучало практически во всех выступлениях экспертов.

Президент Южного федерального университета Марина Боровская, оценив актуальность проблематики с точки зрения руководителей вузов, высказала мнение о том, что рэнкинги являются важным инструментом для принятия и поддержки управленческих решений и определения актуальных трендов развития вузов.

«Во-первых, место в рейтинге позволяет вузу оттолкнуться от себя вчерашнего. Ты видишь, каким ты был, что произошло и какие усилия ты применил, чтобы поменять стратегию и двинуться с ней дальше. Во-вторых, рейтинг позволяет увидеть, в каком профессиональном сообществе ты находишься и насколько заданные тренды приняты тобой и этим сообществом», — считает она.

Рейтинги также дают возможность отдельному вузу оценить то, насколько его стратегия развития развивается в русле государственной политики в сфере науки и образования, насколько деятельность университета соответствует ожиданиям государства, общества и конкретных студентов. Рейтинги дают возможность оценить инфраструктуру самого университета, ведь от уровня кадрового состава вуза, от ресурсного обеспечения и социально экономической политики также во многом зависит эффективность деятельности вуза, уверена президент Южного федерального университета.

По мнению Марины Боровской важные изменения должны произойти в оценке исследовательской деятельности вузов. Система рейтинговой оценки в настоящий момент должна способствовать осмыслению и анализу процессов интеграции наук, которые складываются в сегодняшних исследованиях, для этого необходимо сформировать единый тезаурус – методологию.

Кроме того, важно учесть и то, как происходит технологический трансфер научных исследований, результатов работы ученых: «80% науки должны сразу перетекать в образование, если они не перенесены в образовательный процесс и не перенесены в создание новой технологии сопровождения обучающихся, мы теряем. Нам важно это учесть.».

Еще одним важным направлением работы, которую стоит рассмотреть для оценки в рейтингах, считает президент Южного федерального университета — это цифровые решения, система сервисных поддержек, которые позволяют в более короткий путь добиться технологических результатов.

Очень важно также оценить деятельность вузов как составной части региональной политики. Пока эта важная задача не находит решения, в котором рейтинги могут помочь выстроить политику таким образом, чтобы регион начал формировать свою стратегию с учетом понимания научно — образовательного потенциала и тех технологических решений, которые имеются на его территории.