На совместном заседании комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, а также комитета по экологии и охране окружающей среды депутаты рассмотрели законопроект № 247198-8, который предлагает внести изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и другие нормативные акты РФ. Поправки направлены на создание федеральной государственной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды. Субъекты РФ и крупные предприятия начнут предоставлять сведения в новую систему с 1 марта 2025 года. Подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды на основе данных ФГИС будет осуществляться с 1 января 2026 года.

Законопроект № 247198-8 предусматривает внесение изменений так же в Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и некоторые другие федеральные законы. Кроме того, будут скорректированы отдельные положения Земельного и Водного кодексов РФ. Новая система заменит государственный фонд данных экологического мониторинга и позволит создать федеральную информационную систему мониторинга качества атмосферного воздуха на территориях эксперимента.

Планируется, что в систему будет направляться, в том числе, информация о состоянии и загрязнении атмосферного воздуха, оценка и прогноз его состояния, чтобы на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха можно было комплексно анализировать все данные и оценивать вредное воздействие факторов окружающей среды на территориях эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

«Конечно, крайне полезно, когда одновременно на площадке Государственной Думы собираются комитет, отвечающий за отраслевое содержание той или иной инициативы, и комитет, от которого зависит технологическая составляющая предлагаемого проекта. Нам надо исходить из того, что обсуждаемый нами закон является абсолютно корректным, – на сегодняшний день из законопроекта не следует обязанность предоставлять информацию. Также хочу подчеркнуть, что один из главных вопросов – определить и урегулировать полномочия оператора. При этом на данный момент Российский экологический оператор занимается только вопросами твёрдых отходов. ППК «РЭО» не наделён полномочиями ни на введение соответствующей государственной информационной системы, ни на сбор этих данных, ни на иные работы, связанные с этой деятельностью. Налицо — недопустимый правовой вакуум, когда мы обсуждаем законопроект о цифровой платформе и её операторе, в то время как сам предполагаемый оператор не имеет соответствующих полномочий. В этой связи я считаю, что закономерно отложить данный вопрос до момента, когда будет урегулирован статус оператора. Считаю, что именно на этом необходимо сосредоточиться», — заявил Александр Хинштейн.

Член комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин подчеркнул, что формирование условий для получения и распространения достоверной информации о состоянии окружающей среды – одна из важнейших задач органов государственной власти и профильных ведомств, решение которой жизненно важно для сохранения здоровья молодого поколения России и достойного и прогрессивного будущего страны. Так что, уверен парламентарий, над законопроектом еще предстоит провести серьезную экспертную работу. «В первую очередь необходимо провести аудит уже действующих государственных информационных систем, данные которых новая ФГИС будет получать и сводить в единый аналитический отчёт. Они разрабатывались разными ведомствами, имеют разный формат баз данных, и не все пока готовы к интеграции. Поэтому при подготовке законопроекта необходимо учитывать не только внесение изменений в правовую конструкцию экологического мониторинга, но и необходимость доработки архитектуры информационных систем, обеспечивающих сбор различных данных о состоянии окружающей среды», — подчеркнул Антон Немкин.

Заказчиком системы законопроект предлагает сделать Минприроды России, так как именно это министерство отвечает за государственную политику и нормативно-правовое регулирование изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Положения, определяющие обязанность предоставления в информационную систему данных от субъектов РФ и крупных предприятий, а также подготовку ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды на основе цифровой информации, вступят в силу по отдельному порядку. Учитывая работы по созданию, тестированию и вводу в эксплуатацию высокотехнологичной информационной системы, предоставление данных предлагается начать с 1 марта 2025 года, а подготовку доклада на основе сведений системы — с 1 января 2026 года.

В объединенном заседании приняли участие руководители Минцифры, Минприроды и МЧС России.