В Государственной Думе РФ рассматривают возможность введения обязательного страхования гражданской ответственности для пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ), таких как электросамокаты и электровелосипеды. Такое предложение было выдвинуто, в том числе, депутатом Александром Якубовским, который считает, что это поможет снизить количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием этих транспортных средств, а также возместить ущерб, причиненный здоровью и имуществу пострадавших.

По словам Якубовского, сейчас в России нет никакого механизма взыскания ущерба от пользователей СИМ, особенно если они являются курьерами, работающими на доставке еды или товаров.
«Мы видим большое количество случаев ДТП с СИМ. <…> С курьера, который не имеет в России ничего, кроме в лучшем случае временной регистрации, взыскать такой ущерб практически невозможно», — сказал он газете «Известия».

По мнению депутатов, обязательное страхование должно распространяться на всех пользователей СИМ.

Предложение Госдумы получило поддержку Центрального банка России (ЦБ), который занимается регулированием страхового рынка. В пресс-службе ЦБ отметили, что обсуждать создание системы обязательного страхования гражданской ответственности пользователей СИМ можно только после решения ряда задач, связанных с идентификацией таких пользователей и владельцев этих средств, установлением порядка фиксации ДТП с их участием, а также ужесточением требований к эксплуатации СИМ.

Введение обязательного страхования для пользователей СИМ может быть связано с ростом числа ДТП с их участием. Так, 28 августа 2023 года в Москве произошло ДТП, в результате которого курьер на электросамокате сбил шестилетнего мальчика и скрылся с места происшествия. Полиция задержала подозреваемого, у него был обнаружен поддельный документ.

Эксперты считают, что эта мера страхования может привести к следующим последствиям:

  • Увеличению безопасности дорожного движения и снижению числа пострадавших в ДТП с участием СИМ.
  • Росту уровня ответственности пользователей СИМ за свои действия на дороге и соблюдению правил дорожного движения.
  • Увеличению доходов страховых компаний и бюджета от страховых взносов и штрафов за отсутствие страховки.
  • Повышению расходов пользователей СИМ на приобретение и эксплуатацию этих транспортных средств.
  • Уменьшению спроса на СИМ или переходу пользователей на другие виды транспорта, например, общественный транспорт или пешеходный.
  • Усложнению процесса регистрации, идентификации и фиксации ДТП с участием СИМ, а также возникновению конфликтов между пользователями СИМ и другими участниками дорожного движения.