27 февраля на базе Общественной  палаты РФ прошло обсуждение проблемы преодоления кризисных явлений в развитии отечественного балета. Общественные слушания, посвященные 350-летию русского балета, были организованы при участии Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия и общественного оргкомитета «Гордеев-75».

В ходе мероприятия эксперты рассмотрели вопросы, касающиеся  русского балета как выразителя русской национальной идеи; возможностей задействования балета  в продвижении традиционных ценностей. Соответствие тенденций и трендов балетного искусства характеристикам развития национальной культуры в целом через исторический путь было особенно выделен собравшимися. Отдельного внимания был удостоен балетмейстер Вячеслав Гордеев, который в этом году отмечает 75-летний юбилей. На слушаниях отметили важность вклада Вячеслава Гордеева, который уже на протяжении 40 лет остаётся художественным руководителем Государственного театра «Русский балет», ставшего мировым брендом. Опыт этого уникального театра необходимо перенять не только отечественной, но и зарубежной балетной индустрии. Также собравшиеся коснулись того как бюрократические структуры могут повлиять на развитие русского балета.

 «75-ти летний юбилей Вячеслава Гордеева – отличный повод, чтобы поговорить о тех традициях, которыми гордится русский балет», – заявил первый заместитель председателя комиссии ОП РФ Григорий Заславский.

Он отметил, что касается балетной критики, то с ней есть очевидные проблемы.

Первый вице-президент Международного союза музыкальных деятелей хореографии, преподаватель Музыкального училища им. Гнесиных и член Центрального Совета ВОПД «Духовное наследие» Сергей Усанов отметил, что в классическом танце мы, россияне, продолжаем удерживать лидерство на мировом уровне.

«Часть стран отходит от классического балета, но остаются и те, кто сохраняют традиции. В конкурсах, которые основаны на классическом танце, присутствует и современная хореография. Но настоящая ситуация настораживает», – обратил внимание первый вице-президент Международного союза музыкальных деятелей хореографии Сергей Усанов.

Он отметил, что на совещании отсутствуют представители Минкультуры РФ, хотя в этом году отмечается 350-летие русского балета. Несмотря на внушительную круглую дату, профильное министерство не внесло в свой план ни один конкурс, кроме ранее объявленного за 2 месяца для русских хореографов. Сейчас впервые за 40 лет не было создано оргкомитета при Минкульте для проведения подобных юбилейных соревнований балетных школ.

Художественный руководитель Московского областного академического театра «Русский балет», народный артист СССР Вячеслав Гордеев подчеркнул вклад русского балета на международном уровне.

«Наше искусство – неразговорный жанр … Наше искусство – мировое искусство, которое не ограничивается языковым барьером и доступно каждому», – отметил балетмейстер Гордеев.

Он добавил, что сегодня в  России мало говорят о балете, поэтому он попросил присутствующих экспертов попытаться как-либо повлиять на проблему, в которой оказался классический балет, развитию и поддержке которого практически не уделяется больше внимания. Кордебалет – это очень трудоёмкая работа, которая требует особого внимания. Гордеев отметил бытовые трудности, с которыми сталкиваются деятели русского балета, несмотря на их страсть к искусству и талант.

Вдова и спутница жизни всемирно известного русского философа, логика и писателя, автора знаменитого социологического романа «Зияющие высоты» Александра Зиновьева, сопредседатель «Зиновьевского клуба» при МИА «Россия сегодня» Ольга Зиновьева сказала, чтоименно тот, кто пришел поучаствовать в этих слушаниях, заинтересован судьбой нашей культуры. Она обещала донести критику, прозвучавшую на сегодняшнем мероприятии, до правительства и президента. Ольга Зиновьева отметила значительный вклад Вячеслава Гордеева в защиту всемирного культурного наследия и развитие русского балета.Она призвала воздать должное его творческому пути и работе, который он посвятил искусству.

Поступило предложение сделать Московский государственный академический театр «Русский балет» координационным в контексте обучения будущих специалистов в области классического балета.

Практическим воплощением русского балета можно считать международные гастроли практически по всем континентам мира, кроме Антарктиды. Однако сейчас эти действия географически ограничены по политическим причинам. Культурная жизнь продолжает свои глобальные трансформации, и её влияние на балетное искусство остается по-прежнему эпохальным.

Собравшиеся представители экспертного сообщества погрузились в аспекты, касающиеся истории развития классического русского балета. Они подняли проблему фальсификации истории балетного искусства России перед будущими поколениями, чтобы спасти артистов русского балета от забвения. Балет в целом впитывает в себя значительный объем системы ценностей.

На слушаниях также был отмечен российский вклад в появление зарубежной, например, китайской школы балета. На сегодняшний день, по мнению экспертов, высока роль цифровизации и медийных технологий в популяризации балетного искусства и культуры в целом.

Однако судьба русского балета в мире в условиях русофобии и культуры отмены не может быть в безопасности. Предстоит ещё кропотливая работа по защите одного из ключевых объектов нематериального культурного наследия России.