Новый 2023 год жителям уральской столицы предстоит прожить под знаком просвещения. В Екатеринбурге стартует большой лекционный проект, инициатором которого выступает Свердловская филармония, а участниками являются ведущие российские эксперты в области академического музыкального искусства. Подробнее о предстоящем проекте, который реализуется при грантовой поддержке Фонда Потанина, рассказывает Александра Шакирьянова – руководитель департамента просветительских проектов Свердловской филармонии, куратор направления деятельности проекта «Открытая филармония», частью которого является лекционная работа.

– Насколько актуален, на Ваш взгляд, такой проект тогда, когда практически вся интересующая информация может быть получена в открытом доступе?

– В последние годы очевидным становится тренд на образование, просвещение. Весь прогрессивный мир стремится к знаниям. Сейчас, когда информационный поток окружает нас «24 на 7» 365 дней в году, система знаний обновляется с невероятной скоростью. Раскачка профессиональных навыков, дополнительных знаний и образовательных ресурсов в разных областях стали необходимостью. Люди стремятся к личностному развитию. А лекция – это такой формат, который позволяет в очень сжатое время (как правило, академический час) получить «концентрат» по интересующей теме. Не прочитать массу книг или других ресурсов и найти самому информацию, а прийти уже на готовое, обрести объемные знания, сэкономив время.

– Что нового дает лекционному направлению грантовая поддержка?

– Возможность работать системно на постоянной основе, подать лекционное направление крупным планом, пригласить ведущих спикеров, а филармонии – стать единственной в Екатеринбурге площадкой, где регулярно проводятся лекции о концертном академическом музыкальном искусстве.

– По какому принципу отбирались спикеры и темы их выступлений?

– В выборе тем мы отталкивались от интересов нашей публики. С одной стороны, необходимо было представить общий цикл о том, «Как слушать классическую музыку». В него вошли самые популярные темы, например, что такое симфонический оркестр, как он зарождался, ведь оркестр – один из самых главных ресурсов, жанров не только в филармонической деятельности, но и в истории музыки в целом. Или о том, кто такой дирижер и почему он – одна из самых важных фигур в области симфонического искусства. Или вот еще – старинная и современная музыка – интерес к этим направлениям претерпевает интенсивное развитие. Соответственно, выбирали спикеров, которые не только детально разбираются в теме, но и могут интересно, увлекательно рассказывать о музыке.

У известного российского музыкального критика и журналиста Георгия Ковалевского много лекций, посвященных истории оркестра и романтическому искусству. Надежда Маркарян – доктор искусствоведения, автор монографий по дирижерскому искусству и основатель Большой оркестровой премии «440 герц». Эксперт в области современного искусства – Кузьма Бодров – один из самых известных и исполняемых современных авторов, участник многочисленных фестивалей, концертов. Рассказать о барочной музыке к нам приедет Роман Насонов – автор цикла «Литургический год с И. С. Бахом», и конечно, к публике выйдет вдохновитель и идеолог фестиваля Bach-fest Тарас Багинец.

– Будут ли лекции как-то связаны с текущими концертами?

– Да, конечно. Помимо просветительских лекций, запланированы предконцертные встречи, которые призваны людей погрузить в смысл звучащих произведений на концерте, в особенности программы, которую им предстоит услышать.

– По какому принципу выстроен порядок этих лекций в сезоне?

– Нам была важна периодичность, чтобы каждый месяц обязательно проходило хотя бы одно лекционное мероприятие. Концентрация встреч будет наблюдаться в марте, что связано с проведением двух больших фестивалей, посвященных баховскому и рахманиновскому творчеству.

Второй принцип, по которому выстраивался план проведения лекций, это их тематика. Важно было не повторяться, перемежать просветительские и предконцертные встречи. Мы попытались сочетать большие исторические темы (романтизм, старинная музыка) с монографическими (хоровая музыка Рахманинова, творчество Арама Хачатуряна) и культурологическими. Особняком стоит встреча, посвященная современной музыке. Она пройдет в абсолютно новом для филармонии формате лекции-концерта. И лектор, и артисты, и публика впервые окажутся вместе на сцене Концертного зала.

– Насколько важна системность в посещении лекций?

– Системное посещение лекций дает объемную палитру филармонических жанров и тем по истории музыкального искусства. Наши слушатели получат возможность пройти образовательный просветительский курс и глубже погрузиться в академическую музыку, понять, как она исторически развивалась, научиться разбираться в ее жанрах, узнать устройство симфонического оркестра, а по сути, получить необходимые продвинутому слушателю базовые знания.

– Лекции хороши тем, что они проходят в офлайн формате. Это живое общение, обмен эмоциями, получение новых знаний, вдохновение прийти на концерт. Лекторий входит в проект «Открытая филармония», и его задача – новыми форматами привлечь публику в зал.

– Как долго планируется сотрудничество по гранту, и возможно ли продолжение?

– Действие гранта – один год, с декабря 2022-го по декабрь 2023 года. За этот период в филармонии состоятся 10 лекций.

Это уже второй грант, который мы получили от Благотворительного фонда Владимира Потанина. В 2020 году филармония победила в конкурсе «Общее дело» и благодаря этому смогла внедрить дистанционные форматы во время пандемии. В 2022 году наша команда получила поддержку в рамках конкурса по приглашению для грантополучателей антикризисных конкурсов. Этот грант поможет осуществить переход из кризисной деятельности онлайн в офлайн (организация лекций и экскурсий, выпуск журнала). Самое главное – это разработка системной деятельности по лекционному формату.

Грантовая поддержка помогает не только запустить само направление, она помогает разработать систему реализации направления: организовать команду, продумать продвижение формата, понять, что интересно публике, – какая тематика, какие спикеры. Реализуя проект, мы сможем понять, как привлечь эту аудиторию, как с ней работать. Это уникальная возможность, для того чтобы отработать лекционный формат – впервые настолько масштабно.