Онлайн PR-дискаунтер Пиарим раскрутит любую компанию, товар, услугу или событие в интернет-СМИ по тарифам нижнего ценового диапазона при помощи подддерживаемой базы сайтов и удобной панели управления проектами. Массовое опубликование пресс-релизов возможно выполнить своими руками, поручить другим пользователям и/или проворным и обученным спецам PR-агентства, которые впахивают непрерывно.
Сегодня у нас в гостях автор многофункциональной большегрузной (более 100 тонн) шагающей платформы ТТ-2020 и концепции кочующих объектов гражданского и производственного назначения в Арктике архитектор Трошин Виталий Алексеевич. Наш герой за 35-тиле...
Шагающие здания и поселения на просторах Арктики
Сегодня у нас в гостях автор многофункциональной большегрузной (более 100 тонн) шагающей платформы ТТ-2020 и концепции кочующих объектов гражданского и производственного назначения в Арктике архитектор Трошин Виталий Алексеевич.
Наш герой за 35-тилетнюю проектно-строительную, научную и административную практику, непосредственно в экстремальных условиях Арктики, от Чукотки до Шпицбергена, включая Финляндию, Швецию и Норвегию, участвовал в проектировании генеральных планов 3-х городов, 7-ми поселков и 10-ти микрорайонов. Спроектировал около двухсот индивидуальных объектов и комплексов на многолетнемерзлых грунтах. Участвовал в разработке нескольких концепций по развитию Арктики, включая: «Арктика 2025», «градо-экономическая оптимизация моногорода Воркута», «дизайн-код арктических поселений» и еще 4-х масштабных концептуальных проектов.
Почему вы считаете, что необходимо кардинально менять текущее положение дел в освоении арктических и приарктических территорий?
К сожалению, за полвека нерадивой природоресурсной деятельности в арктическом регионе, появилось очень много территориально-отраслевых проблем породивших множество локальных болевых точек, требующих оперативного вмешательства. Вы задали вопрос, требующий очень емкого ответа, на который в формате этого интервью, боюсь, не получится ответить.
Поэтому, постараюсь заострить внимание на нескольких, на мой взгляд, ключевых проблемах требующих выработки новой геостратегии в организации территориально-хозяйственных комплексов для гармоничного социально-экономического развития регионов Арктики, Сибири и Дальнего Востока на основе: народосбережение – природосбережение – культуросбережение и конечно безопасности, во всех её аспектах.
Виталий, расскажите, пожалуйста, что являлось предпосылкой к разработке новой концепции?
Будучи главным архитектором Воркуты (25 лет) и северного (арктического) региона республики Коми (9 лет), я пытался бороться с последствиями экологических и социально-экономических проблем, штрафами, лишением лицензий и даже уголовными делами. Но потом я понял, что эта борьба со «стрелочниками», не даст эффективных результатов. Поэтому я решил собрать воедино все ранее разработанные изобретения. Нанизав их на «ось» острых проблем, получилась многофункциональная большегрузная (больше 100 тонн) шагающая платформа ТТ-2020 (ранее ИТ-18А). С помощью этой платформы, за счет её многофункциональности, можно частично решить многое из озвученного ранее проблемного списка.
А в чём заключается ключевая идея вашей концепции самоходных домов?
Дело не только в том, что платформа способна переносить на себе жилые дома, здания социальной, инженерной и коммунальной инфраструктуры в полной комплектации. Важно, что на местах производственно-промышленных баз, из этих объектов на платформах, можно формировать функционально полноценные поселения.
Эти поселения после отработки конкретного месторождения, вместе с предприятием могут перекочевывать на новое месторождение. Оставляя после себя чистую тундру без брошенных зданий и построек. Расчеты и многолетний мониторинговый анализ, произведенный непосредственно в Арктике показали, что монопоселения сформированные при предприятиях недродобывающих отраслей, могут эффективно существовать около 50-лет. Потом, в течение 15-25 лет происходит деградация производства, а вместе с ним и поселения. По Арктике, приарктическим и дальневосточным территориям, разбросано множество всеми забытых и деградирующих монопоселений, типа Воркуты. Где царствует экологический беспредел, руины брошенных зданий, и социально-психологические травмы северян.
Чтобы вновь не наступать на те же грабли, необходимо с большой осторожностью и качественными долгосрочными расчетами приступать к созданию стационарных поселений в арктической зоне. У меня нет уверенности, что они вообще нужны в арктической зоне, кроме как, на портовых и припортовых территориях, по обслуживанию северного морского пути.
В Арктике кроме работы, туризма и кратковременного любопытства, пришлому человеку (колонизатору) нечего делать. Могут быть большие проблемы со здоровьем. Человеку рискнувшему жить и работать в арктической зоне, необходимо знать, что он будет находиться в прямой зависимости от пульсации космических, геофизических и метеорологических условий высоких широт. Где жизнь в большей мере будет подчинена космическим явлениям, чем земным человеческим потребностям. Где климатические и социально-бытовые факторы будут, еще более усугублять эту жизнь.
Именно для этой категории людей, с помощью шагающей платформы ТТ-2020, необходимо будет создать объекты искусственной среды, оберегающие их от выше перечисленных отрицательных факторов и обеспечивающие комфортные и эффективные условия активной жизнедеятельности. Для этого, все объекты, находящиеся на шагающей платформе будут облицованы композитными материалами снижающие радиационное, электромагнитное и прочее воздействие. В этом направлении, вместе Московским архитектурным институтом, мы тесно работаем с композитным кластером Санкт-Петербурга.
В чем же выражается её многофункциональность?
Многофункциональность можно разделить на два подвида:
Теперь хотелось бы, вкратце рассказать о передвижении шагающей платформы. А оно, просто и эффективно, как «русский валенок». Скольжение объекта по рельсам, поочередный подъем и опускание домкратов с пневмоопорами, которые находятся на концах балок с рельсами и на самом объекте. Последним циклом перемещения является, движение балки вперед, в тот момент, когда платформа с объектом стоит на собственных опорах.
На текущий момент эта система «шагания» является эффективнее любой другой технологии передвижения примерно на 60%, что позволяет существенно сэкономить расход энергетических ресурсов. Таким образом, данное решение уже позволяет оказать значительное влияние на озвученные в начале интервью проблемы:
Давайте вернёмся к вопросу экологической безвредности. Чем ваша идея лучше текущих технологий?
Проблема деградации вечной мерзлоты одна из серьезнейших современных проблем арктического региона. Об экологических и экономических последствиях этого процесса, сегодня, не говорит и не пишет только ленивый. Но реально, остановить этот процесс пытаются единицы специалистов. Все эти факторы в значительной мере могут препятствовать реализации стратегических планов социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации.
Я, правильно понимаю, что Вы один из них?
Да, конечно. Из-за отсутствия в «шагании» платформы сопротивления качения, срывающего тундровый покров, наличие пневмоопор, позволяют шагающей платформе ТТ-2020 переносить 100-тонные объемные или линейные объекты и даже здания, не нарушая тундрового покрова, соответственно не создавая колеи. В процессе передвижения, при общей массе в 120 тонн, давление на грунт, составляет, всего, 120 гр/см2. Как у северного оленя. Могу с уверенностью сказать, что по этим показателям, аналогов в мировой практике — нет.
В предыдущей части нашего диалога, я не сказал, об одной особенности ТТ-2020, которая заключается в том, что благодаря разработкам моих талантливых коллег из научно-технического центра «Рокад», шагающая платформа обладает внеконкурентной способностью обеспечивать горизонтальность рабочей плоскости платформы при передвижении по пересеченной местности или стоянке на рельефе с активным уклоном.
Эта особенность позволяет ТТ-2020 переносить на себе, в собранном виде, по бездорожью:
А какие возможности ваша разработка может предоставить для уже действующих проектов в регионе?
Вариантов применения для данной концепции множество, могу выделить несколько, на мой взгляд, максимально актуальных на текущий момент.
Платформа ТТ-2020 незаменимая в производстве подводных работ: прокладки труб, кабелей, подводных ремонтных и археологических работ.
Многофункциональность, грузоподъемность и габариты делают ТТ-200 эффективным техническим средством в чрезвычайных ситуациях: наводнение, пожар и землетрясение.
Вне зависимости от времени года и погоды, платформа ТТ-2020 способна доставлять грузы и продовольствия в самые труднодоступные селения.
Платформа может нести на себе комфортабельный жилой дом, поликлинику с больницей, объекты культуры и спорта, а также объекты инженерной и коммунальной инфраструктуры.
Создавать кочевые поселения при недро-природодобычных предприятиях и уходить вместе с ними, на новое место разработки полезных ископаемых, не оставляя после себя брошенных строений.
Кочующие воинские подразделения с большегрузным стратегическим оборудованием, значительно усилит обороноспособность арктических подразделений.
Кочующая школа-интернат поможет решить спор приоритетов: кочующая школа, или школа-интернат.
Геокриологические лаборатории и вирусологические НИИ. Передвижные лаборатории позволят проводить эксперименты в более безопасных условиях и сэкономить множество времени для проведения различных тестов. Сейчас полевые лаборатории не могут проводить полный спектр исследований, и вынуждены передавать образцы в городские лаборатории. В случае же расположение комфортных лабораторий на платформах мы сможем сэкономить огромное количество времени, которое сейчас тратится на передачу образцов и получения данных.
Кроме того, одним из важных конкурентных преимуществ нашей концепции является её универсальная способность выполнять триединую функцию:
Объекты производственной, коммунальной, социальной и бытовой инфраструктуры, расположенные на шагающей платформе имеют систему, обеспечивающую максимальную степень автономной жизнедеятельности и защиту от радиационных и электромагнитных воздействий.
По всем параметрам, шагающая платформа ТТ-2020 и концепция формирования на её основе кочующих недро-добычных предприятий и рабочих поселений, позволить выйти в лидеры мирового уровня по природо-недро-пользованию, а также по изучению и сохранению арктической биоты.
Это вкратце, но я готов, для заинтересованных лиц, раскрыть более подробно каждую из позиций.
Регион большой и малоизведанный, не уже ли ваша концепция учитывает все возможные ландшафты и проблемы с передвижением?
Благодаря особому типу передвижения — ходьбе, которая производится только с вертикальной нагрузкой на основании, без крутящего момента, следовательно, без «врезания» в топь, трясину или можатину. За счет разности высот, в 4,5 метра, передних и задних домкратных пневмоопор, шагающая платформа ТТ-2020, способна взбираться как на сыпучие снежные, так и на песчаные барханы, сохраняя горизонтальность рабочей плоскости платформы.
Именно этими особыми характеристиками шагающей платформы ТТ-2020 заинтересовались специалисты из Африки?
Да, вы правы. Данный тип передвижения позволяет ходить по высоким барханам, по которым не пройдет ни один вездеход. Тем более со 100 –тонным грузом, зданием, или вышкой.
В настоящий момент, мы с Татьяной Тудвасевой, президентом международной ассоциации Африка-Россия «Gatingo», работаем в рамках созданного нами международного проекта от «от Арктики до Африки и от Африки до Арктики».
Он включает в себя как этно-культурологические, так и технологические составляющие, связанные с нашей шагающей платформой. Как архитектор, конечно, не мог обойти тему экотектуры: «Формирование объектов искусственной среды в экстремальных природно-климатических условиях». Этот проект, кроме архитекторов, включает в себя специалистов параллельных компетенций погруженных в тему выживания в экстремальной среде.
А с точки зрения экономической составляющей, как ваша концепция может повлиять на текущие проекты в регионе?
Это очень хороший вопрос. Дело в том, что, как говорил ранее, я, проработав в Арктике 35 лет, хорошо знаю истинное экономическое состояние предприятий, их техническую базу и её возможности. Поэтому, изначально поставил перед собой задачу – делать шагающую платформу ТТ-2020 максимально экономичной и простой в эксплуатации. И мне кажется, что мы с коллегами, с этой задачей справились.
К примеру, возьмём жилой вахтовый комплекс, из отдельных жилых блоков и наш, в едином объеме. Так вот, только, за счет объемно-пространственного и планировочного решения, экономия в материалах, энергозатратах, затрат на транспортировку, наш вариант, минимум в 2 раза эффективней. А если учесть, что при смене дислокации, будут не нужны демонтажные и монтажные работы, то эта экономия окажется в разы эффективней.
Если в сравнительной стоимости ТТ-2020 включать затраты на строительство дорог в арктической зоне, монтаж, демонтаж, транспортировку и снова монтаж при обустройстве современных промышленных площадок, плюс учесть грузоподъемность и экономию энергозатрат, то шагающая платформа, при многократном использовании, на порядок будет дешевле любого «подобного» технического и транспортного средства.
Какова стоимость разработки проекта по вашей концепции?
Стоимость и сроки изготовления зависят, от функциональных требований, габаритов и технической оснащенности. Так вот, с учетом этих требований, сегодня, стоимость варьируется от 120 до 390 млн. рублей. Причем эти цены пилотного изделия потенциальные заказчики называли сами. Срок проектирования составит примерно год. Проект составит приблизительно 15-20% от общей стоимости. Согласно расчетам срок изготовления составит год-полтора. Понятно, что пилотное изделие дороже тиражированного на 15-30%.
А существуют ли аналогичные проекты на мировом рынке?
Аналогичных по грузоподъемности конструкций в мире нет. То есть аналоги, которые есть в других странах, могут преодолевать препятствия не больше 40-60 сантиметров. Шагающие платформы могут преодолевать препятствия 2,5 метра, даже больше. Иными словами, мы можем без труда с весом 120 тонн проходить реку вброд. Кроме того, разработки других стран не соблюдают горизонтальность площадки, что влечёт за собой отсутствие возможности применять их в широком спектре, как предполагает наша многозадачная концепция.
Почему сейчас самое время заняться этим вопросом?
Одной из особенностей богатейшего минерально-сырьевыми ресурсами региона российской федерации — Арктики, являются её средовая экстремальность, малая географическая, геологическая и этнокультурная изученность, а также, слаборазвитая дорожно-транспортная сеть.
Однако Арктика является самой перспективной площадкой народнохозяйственной деятельности российской федерации. Этому способствуют и усиление значимости северного морского пути и геополитического и оборонного значения арктических территорий. Это положение закреплено в стратегии пространственного социально-экономического развития российской федерации «Арктика 2025» и основах государственной политики российской федерации «Арктика-2035».
В этих же документах, все арктические регионы отнесены к категории приоритетных геостратегических территорий, в которых, в ближайшее время, будут сосредоточены колоссальные объемы добычных и строительных работ.
Запасы углеводородов российской Арктики, по данным Минприроды, составляют 7,3 млрд т нефти и 55 трлн куб. М газа (нефть газ). Арктический шельф содержит примерно 41% совокупных нефтегазовых ресурсов региона.
В связи с санкционной политикой других стран также важнейшим фактором является то, что мы можем организовать производство по нашей концепции полностью на территории российской федерации и не зависть в этом от других стран.
В долгосрочной перспективе наш проект позволит экономить миллиарды рублей, которые можно и нужно вкладывать в развитие региона и наращивание нашего производства.
Многозадачность наших комплексов открывает возможности интегрировать проект, в другие сферы деятельности региона.
Если мы не будем, бессмысленно уповать на западные технологии, надеяться на русское «авось» или, простите, «ковыряться в носу», то эта идеалистическая картина, уже завтра, может стать реальностью.
Благодарю вас за столь интересное интервью и подробный рассказ о вашей действительно захватывающей концепции кочевых городов. Будем надеяться в ближайшем будущем на запуск ваших проектов.
Автор статьи: Харитонов Даниил