Подводя итоги прошедшего периода и в преддверии наступающего 2023 г., председатель Общественного движения «Труд», автор Концепции социальной защиты граждан в неформальной экономике в Российской Федерации, член рабочей группы Совета Федерации, независимый директор по кадровой политике Сергей Песков рассказал об актуальной ситуации на рынке труда и о необходимости решении проблем занятости в России.

 «Эксперты отмечают массовый отток наемных работников в статус самозанятых и происходит подмена трудовых отношений. Работодателям выгодно переводить штатных работников в категорию самозанятых и экономить на социальных и пенсионных отчислениях», — заявил Сергей Песков.

За последние годы органы законодательной и исполнительной власти решили много важных задач для развития рынка труда России и повышению занятости для граждан. Но продолжу по порядку. Положительные итогами для рынка труда являются:

  1. Успешно запущена программа вывода из неформального сектора самозанятых, легализация граждан, работавших в теневом рынке и их доходов, упрощена процедура регистрации и повысились возможности для наших граждан для самореализации и получения доходов.
  2. В период пандемии коронавируса и возникшего политико-экономического кризиса и изменения формата отношений со странами «коллективного запада» продолжалась поддержка предприятий в части мер сохранения рабочих мест, что предусматривало выделение субсидий на финансирование заработной платы.
  3. Внесены поправки в трудовое законодательство в части стимулирования трудоустройства молодежи и защиты занятости мобилизованных лиц и членов их семей.
  4. Законодательно урегулированы дистанционная и удалённая занятость, что, в свою очередь, расширило возможности для трудоустройства наших граждан для работы в других регионах и из других стран.
  5. Состоялся переход на электронный документооборот в сфере трудовых отношений — ведение документов по кадровому делопроизводству и документов по охране труда в электронном формате.
  6. В апреле 2022 года стартовал проект «Единая Россия – выбирай свое», в котором есть направление – «Жить и работать в России» — улучшение инфраструктуры рабочего места, обеспечение безопасности труда, трудоустройство отдельных категорий граждан с низким уровнем социальной защищенности, повышение лояльности между работником-предприятием и государством, достойный уровень вознаграждения.
  7. Запущен процесс релокации трудовых ресурсов в рамках построения технологического суверенитета страны в рамках сложившейся экономическо-политической ситуации со странами Запада. На первом месте — дружественные страны и перемещение из регионов. В качестве рабочего примера: в Санкт-Петербурге на швейную фабрику поступают заказы для нужд СВО. Фабрике срочно требуется 200 швей, в РФ подобные специалисты в таком количестве отсутствуют, поэтому фабрика привозит 250 швей из Индии.

Теперь также по порядку расскажу о предстоящих вызовы, которые необходимо решить для совершенствования законодательства и развития российского рынка труда:

  1. Теневая занятость и нерегулируемая трудовая миграция несут угрозы не только рынку труда России, но и национальной безопасности страны. Необходимо повысить возможности частных агентств занятости (ЧАЗ) и исключить скрытые формы заемного труда, которые выросли до невероятных размеров под видом аутсорсинговых и аутстффинговых услуг по предоставлению труда работников (персонала) одними юридическими лицами другим. По данным исследований масштабы теневой занятости в этой сфере составляют до 18 миллионов человек и до 7 триллионов рублей в год теневых доходов. Расширение возможностей ЧАЗ на рынке труда позволит реализовать программы по содействию занятости для отдельных категорий граждан: пенсионеров, лиц предпенсионного возраста, подростков, молодежи, лиц с ограниченными возможностями. Также особое внимание стоит уделить трудоустройству ветеранов СВО и осужденных к принудительным работам. ЧАЗы также способны эффективно участвовать в программах по релокации трудовых ресурсов с международных рынков труда, повышать качество внутренней мобильности трудовых ресурсов. 
  2. Закредитованность 8 миллионов граждан в объёме более чем 2 триллионов рублей кредитным организациям затрудняет поиск официальной работы с достойными условиями труда и дохода, вынуждает уходить в теневой сектор экономики. Наше предложение и программа заключаются в содействии работникам в части коммуникаций с кредиторами и решения долговых вопросов. А это серьезная задача, на стыке которой находятся обычные работники, работодатели и кредиторы. Кредиторы готовы простить до 50% долгов, работодатели в итоге получают трудовые ресурсы, а работники — достойные условия труда и дохода.
  3. С целью наполнения рынка труда трудовыми ресурсами важно рассмотреть труд заключенных, которым могут изменить меру наказания на принудительные работы. По данным Министерства юстиции РФ мы сможем трудоустроить до 100 тысяч человек, где у людей будет достойный уровень вознаграждения, будет формироваться трудовой стаж и пенсионные накопления. Дополнительными эффектами станут социализация и снижение рецидивов после окончания срока наказания. Этому могла бы способствовать программа по созданию единого кадрового центра по трудоустройству осужденных к принудительным работам с привлечением частных агентств занятости и профсоюзов. Сегодня работодатели не готовы создавать инфраструктуру для проживания осужденных в так называемых участках исправительных центров, а также нести прямую ответственность за работников, привлеченных через систему ФСИН.
  4. Количество самозанятых у нас на сегодняшний день составляет свыше 5 миллионов человек, по прогнозам Министерства труда и социального развития РФ их должно было быть порядка 2 миллионов человек. При этом эксперты отмечают массовый отток наемных работников в статус самозанятых.  По сути, происходит подмена трудовых отношений. Работодателям выгодно переводить штатных работников в категорию самозанятых и экономить на социальных и пенсионных отчислениях. И опять здесь используются механизмы скрытых форм заемного труда и платформ, которые по сути являются прокладками и позволяют обходить закон. Здесь, вне всяких сомнений, нужны уточнения в законодательство по защите прав наемных работников.
  5. С началом Специальной военной операции (СВО) с российского рынка труда уехало достаточно много специалистов, фактически произошла утечка мозгов. Однако ранее введенные инициативы по удаленной занятости позволяют этим людям сохранять экономические связи со своими работодателями и клиентами. При этом некоторые законодатели предлагают репрессивные меры к этим людям, что в итоге приведет к потере столь значимого интеллектуального потенциала нашей страны. Очень важно помочь вернуться этим людям домой в экономическую деятельность нашей страны или как минимум позволить им в формате дистанционной занятости продолжить работу, а репрессивные меры вводить к тем людям, кто раскручивает ситуацию в другую сторону ради своего личного пиара. Уехавшие люди за счет низких налоговых ставок смогут делать неплохую рекламу отечественной налоговой системе. А это – возможность привлечь дополнительные иностранные трудовые ресурсы (те же дизайнеры, программисты), для которых российские ставки налогов будут выгоднее, да и работать на Россию будет интереснее. А это уже – рост количества агентов положительных изменений в части имиджа Родины за ее границами.  Репрессивные меры в отношении покинувших страну во время СВО всегда можно успеть принять, сейчас это необходимо в отношении тех, кто реально нарушил закон. А остальным страна может протянуть руку помощи и поддержки, предоставив им возможность зарабатывать и рекламировать заработки для граждан других стран.

Ранее по теме:

  • https://www.gosrf.ru/vyhod-iz-trudovogo-rabstva/
  • https://www.gosrf.ru/serye-zarplaty-ugroza-razvitiyu-ekonomiki-optimalnoe-reshenie-predlagaet-sergej-peskov/