Круглый стол, посвященный успехам и проблемам отечественного академического танца, прошел на выставке «Уникальная Россия»

28 января в Малом зале Выставочного центра «Гостиный двор» в Москве состоялась общественная дискуссия: «350-летие русского балета. Национальное достояние России на примере судьбы театра “Русский балет” Вячеслава Гордеева». Встреча экспертов и ценителей балетного искусства прошла в рамках 3-й Художественно-промышленной выставки-форума «Уникальная Россия» – ежегодной презентации искусств и ремесел российских городов, глубинок и весей.

Организаторами слушаний стали Зиновьевский клуб Международной медиагруппы «Россия сегодня», Биографический институт Александра Зиновьева, Московский областной государственный академический театр «Русский балет», Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Открывая встречу, президент Биографического института Александра Зиновьева Ольга Зиновьева напомнила о том, что в феврале этого года отмечается 350-летие русского балета, как известно, ведущего отсчет своей истории с первого танцевального спектакля, состоявшегося во дворце царя Алексея Михайловича. Она информировала о  другом юбилее этого года – 75-летии выдающегося мастера русского балетного искусства Вячеслава Гордеева и о создании общественного оргкомитета по организации его празднования.

Ольга Зиновьева: «Оргкомитет  создан не по решению правительства. Вячеслав Гордеев – это человек настолько преданный своему призванию, что ему невозможно не помочь. Смешно объяснять, что такое русский балет, но аплодировать ему нужно всегда». «Нам важно пробиться, достучаться до Министерства культуры, чтобы хотя бы к этому юбилею страна вспомнила, что созданный еще более 40 лет назад уникальный театр «Русский балет» – театр-ковчег всего лучшего, что было создано в нашем балете за три с половиной века, до сих пор живет без своего собственного дома», — уверена она.

 «Друзья, — сказала Ольга Мироновна, обращаясь к присутствующим, —   война войной, а жизнь продолжается. И в Великую Отечественную лучшие представители советского искусства выезжали с концертами на фронт. Очень надеюсь, что  50-летие театра «Русский балет» будет проходить в специально построенном для него здании. Если нас не услышат в одном формате, нас обязательно услышат в другом.  Потому что фронт у нас проходит не только на Донбассе».

Балетный критик Александр Максов отметил, что «Русский балет» Вячеслава Гордеева – это зенит русской балетной школы, продолжатель его лучших традиций. При этом театр не имеет своего здания, а его наличие расширило бы творческие возможности многократно. «В нынешнем перевернутом мире, в котором повсюду поощряется уродство и ущербность, попирающих красоту и гармонию, всесторонне поддерживать настоящего Творца» призвал власти и критику балетмейстер, лауреат всесоюзного конкурса балетмейстеров Юрий Пузаков.

Заслуженный артист РФ, хореограф, педагог-репетитор театра «Русский балет» Дмитрий Проценко сказал о том, что в театре собрана замечательная труппа, в ней много молодежи и замечательный педагогический состав, который передает русскую танцевальную школу. «Люди приходят на наши спектакли, которые видят на сцене доброе начало. Именно добрые идеи должны главенствовать на сцене!», — отметил он. Директор театра Касаткиной – Васильева Екатерина Колесова провела параллели между судьбой их театра и театра «Русский балет». «У нашего театра тоже нет своего здания, для нас это такая же мечта», — обратила внимание она, поблагодарив Вячеслава Гордеева и его коллег за творчество и за ту красоту, которую они дарят людям.

Генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов Сергей Усанов призвал спасать экологию классического танца. «Западные театры переполнены современной хореографией, которой иной публике и показывать-то не очень прилично. Поддерживаю «Русский балет» за его стремление отстаивать высокие идеалы классического искусства. Странно только, что в год 350-летия русского балета в России нет ни одного конкурса классического танца…», — недоумевает спикер. О том, что русский балет не должен быть беженцем в собственной стране сказал и вице-президент Биографического института Александра Зиновьева Алексей Блинов.  «В 2014 году состоялась мировая премьера балета «Крик», поставленного по книге Александра Зиновьева «Иди на Голгофу». Это случилось через несколько дней после пожара в Одесском доме профсоюзов. Вся Одесса – опаленная и испуганная – была на премьера и 8 лет балет идет в театре. Но в Россию мы не смогли его привезти. Даже из фонда президентских грантов мы получили отказ на постановку балета «Крик». Нужно в корне менять отношение к русскому балету в России, для начала  поддержать инициативу по созданию Аллеи славы русского балета в Коломенском – там, где отечественный балет родился. Уверен, и у театра «Русский балет» обязательно будет свой дом», — подчеркнул общественник.

Подводя итоги заседания,  Вячеслав Гордеев сказал о том, что эта встреча проходит на действительно уникальной площадке, где собрано все лучшее, чем гордиться страна. И балетное искусство по праву представлено на этой выставке, привлекающей сегодня сотни тысяч людей.  «Для артиста что надо? Чтобы его работа не просто привлекала внимание, но еще и нравилась людям. Чтобы они дальше начинали интересоваться искусством, которому он служит. Начиная с 1981 года, театр «Русский балет» всегда жил вместе со страной, с русским искусством.  За эти годы мы пережили самый трудный период для балета во всей истории страны. Нам, конечно, тяжело. Но не потому, что такие изменения происходят в стране. А потому, что сегодня незаметно развивается ситуация, которая разваливает наш балет. Балетный театр исторически всегда был дотационный, на балете, как и на культуре в целом, не зарабатывают. Шоу бизнес – это совсем другое. Как сказал мне один западный импрессарио, сейчас у нас эпоха качества. А качество требует определенного погружения, отдачи сил. Безусловно, для этого нужны условия», — подчеркнул мэтр.

Помимо 350-летия русского балета в этом году также отмечается 285-летие балетной школы в России. 4 мая 1738 года по инициативе Императрицы Анны Иоанновны была открыта первая в России школа балетного танца — «Танцовальная Ея Императорского Величества школа» (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Для мира искусства также не останутся незамеченными 75-летие и 55-летие творческой деятельности легенды мирового балета, премьера Большого театра, выдающегося русского балетмейстера, хореографа, театрального режиссера и педагога, художественного руководителя Московского областного государственного академического театра «Русский балет», народного артиста СССР Вячеслава Гордеева.