Аналитический центр НАФИ и компания «Киберпротект» выяснили, что второе больше россиян стали бояться того, что их дети станут жертвами мошенничества и вымогательства в сети. Также угрозу для молодого поколения опрошенные видят в запрещенных сайтах, деструктивном контенте и фейках. Большинство родителей считают, что детей необходимо обучать азам киберграмотности, однако основную роль в этом процессе должна играть семья.
Новое совместное исследование центра НАФИ и компании «Киберпротект» показало, что для россиян в топ-5 рисков, с которыми могут столкнуться их дети в сети, входят мошенничество и угрозы, запрещенные сайты, деструктивный контент, фейки и спам. При этом мошенничество и вымогательство участники проведенного опроса стали называть почти в три раза чаще, чем годом ранее – 30% против 11%.
Большинство россиян, у которых есть дети или внуки, считают, что детей следует обучать правилам безопасности в цифровой среде — 71%. В то же время каждый четвертый (26%) уверен, что дети сами могут разобраться в том, как правильно и безопасно пользоваться платформами и устройствами. Наиболее характерна такая позиция для родителей 35-54 лет (31%).
Главную роль в обучении киберграмотности, по мнению большинства респондентов (77%), должна играть семья. Треть опрошенных придерживаются мнения, что обучать детей киберграмотности должны в школе (36%), при этом чаще россияне называют роль школьных педагогов важной, но далеко не основной (51%). Влияет на получение навыков безопасного поведения детей в цифровой среде и медиапотебление — 44% респондентов видят в этом ответственность создателей интернет-СМИ и блогов, а 43% – традиционных медиа.
Почти 80% родителей уверены, что владеют высокими компетенциями в области обучения основным принципам безопасности в цифровой среде и уделяют просвещению детей по этому вопросу достаточно времени (71%). Относительно участия школы в этом процессе россияне высказали менее положительное мнение — 59% опрошенных уверены, что в школе их детям недостаточно рассказывают о том, как правильно и безопасно пользоваться цифровыми устройствами и интернетом. «Не умаляя опасность прочих киберугроз, следует отметить продемонстрированную исследованием растущую угрозу детям со стороны интернет-мошенников. Очевидно, в поисках новых жертв, «под прицел» попала детская и подростковая аудитория. Сегодня говорят, что многие школьники «родились со смартфоном в руке», и они сами разберутся лучше взрослых, как жить в цифровом мире. Однако это не так и именно цифровой грамотности детей важно уделять сегодня особенно большое внимание», — отметил заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов.
Исполнительный директор компании «Киберпротект» Елена Бочеров также отметила рост интереса со стороны образовательных учреждений к курсам повышения квалификации учителей по вопросам киберграмотности и образовательным программам для школьников, темы цифровой грамотности постепенно появляются и в программах обучения.
Как справедливо отметили участники исследования, сегодня в российских школах действительно недостаточно внимания уделяют вопросам безопасности детей в сети, считает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Нужно понимать, что необходимость развивать навыки цифровой грамотности с детства, возникла не так давно. Школам нужно время, чтобы адаптироваться к этой потребности, но менять программу с учетом новых реалий точно понадобится. Главное, чтобы для этого не потребовалось увеличивать количество часов, нагрузку на учителей, добавлять лишние уроки и так далее. Достаточно просто уделять внимание этим вопросам, например, на уроках информатики – всего 10 минут от урока, за которые можно успеть рассказать, например, о новых угрозах в сети, существенно изменят ситуацию в целом. Тем не менее, в конечно счете, слово все равно за преподавателями – лучше них никто не знает о том, как верно выстроить программу», — отметил депутат.
По словам Немкина, уроки цифровой грамотности необходимы и взрослому поколению, поэтому на помощь должны прийти интересные ток-шоу на эту тему на телевидении, уроки от специалистов в сети, доступные всем, и другие способы взаимодействия с аудиторией, в которой уже тоже сформировался запрос на такой контент. «Большинство родителей уверены, что, в первую очередь, навыки безопасности в сети должны прививаться в сети. Однако, зачастую, они сами не обладают нужными знаниями. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, например, с 1 сентября по всей стране стартовало движение «Цифровое волонтерство», а рамках которого волонтеры делятся навыками киберграмотности с людьми разных возрастов, а 8 сентября координаторы проекта «Цифровая Россия» проведут уроки цифровой грамотности для школьников в 36 регионах РФ. Кроме того, ежегодно проводится акция «Цифровой Диктант», которая помогает узнать уровень цифровой грамотности человека и сформировать личную стратегию развития недостающих знаний и навыков. VK и АНО «Цифровая экономика» при поддержке Минпросвещения России и Минцифры России также запустили просветительский проект по цифровой грамотности и кибербезопасности для школьников от шести лет под названием «Цифровой ликбез». Все это – только малая часть обширной работы, которая уже ведется и будет дальше развиваться в России, чтобы сделать цифровое пространство безопасным и комфортным для граждан», — заключил парламентарий.
Аналитический центр НАФИ и компания «Киберпротект» выяснили, что второе больше россиян стали бояться того, что их дети станут жертвами мошенничества и вымогательства в сети. Также угрозу для молодого поколения опрошенные видят в запрещенных сайтах, д...
Россияне стали больше опасаться столкновения детей с мошенниками в сети
Аналитический центр НАФИ и компания «Киберпротект» выяснили, что второе больше россиян стали бояться того, что их дети станут жертвами мошенничества и вымогательства в сети. Также угрозу для молодого поколения опрошенные видят в запрещенных сайтах, деструктивном контенте и фейках. Большинство родителей считают, что детей необходимо обучать азам киберграмотности, однако основную роль в этом процессе должна играть семья.
Новое совместное исследование центра НАФИ и компании «Киберпротект» показало, что для россиян в топ-5 рисков, с которыми могут столкнуться их дети в сети, входят мошенничество и угрозы, запрещенные сайты, деструктивный контент, фейки и спам. При этом мошенничество и вымогательство участники проведенного опроса стали называть почти в три раза чаще, чем годом ранее – 30% против 11%.
Большинство россиян, у которых есть дети или внуки, считают, что детей следует обучать правилам безопасности в цифровой среде — 71%. В то же время каждый четвертый (26%) уверен, что дети сами могут разобраться в том, как правильно и безопасно пользоваться платформами и устройствами. Наиболее характерна такая позиция для родителей 35-54 лет (31%).
Главную роль в обучении киберграмотности, по мнению большинства респондентов (77%), должна играть семья. Треть опрошенных придерживаются мнения, что обучать детей киберграмотности должны в школе (36%), при этом чаще россияне называют роль школьных педагогов важной, но далеко не основной (51%). Влияет на получение навыков безопасного поведения детей в цифровой среде и медиапотебление — 44% респондентов видят в этом ответственность создателей интернет-СМИ и блогов, а 43% – традиционных медиа.
Почти 80% родителей уверены, что владеют высокими компетенциями в области обучения основным принципам безопасности в цифровой среде и уделяют просвещению детей по этому вопросу достаточно времени (71%). Относительно участия школы в этом процессе россияне высказали менее положительное мнение — 59% опрошенных уверены, что в школе их детям недостаточно рассказывают о том, как правильно и безопасно пользоваться цифровыми устройствами и интернетом. «Не умаляя опасность прочих киберугроз, следует отметить продемонстрированную исследованием растущую угрозу детям со стороны интернет-мошенников. Очевидно, в поисках новых жертв, «под прицел» попала детская и подростковая аудитория. Сегодня говорят, что многие школьники «родились со смартфоном в руке», и они сами разберутся лучше взрослых, как жить в цифровом мире. Однако это не так и именно цифровой грамотности детей важно уделять сегодня особенно большое внимание», — отметил заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов.
Исполнительный директор компании «Киберпротект» Елена Бочеров также отметила рост интереса со стороны образовательных учреждений к курсам повышения квалификации учителей по вопросам киберграмотности и образовательным программам для школьников, темы цифровой грамотности постепенно появляются и в программах обучения.
Как справедливо отметили участники исследования, сегодня в российских школах действительно недостаточно внимания уделяют вопросам безопасности детей в сети, считает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Нужно понимать, что необходимость развивать навыки цифровой грамотности с детства, возникла не так давно. Школам нужно время, чтобы адаптироваться к этой потребности, но менять программу с учетом новых реалий точно понадобится. Главное, чтобы для этого не потребовалось увеличивать количество часов, нагрузку на учителей, добавлять лишние уроки и так далее. Достаточно просто уделять внимание этим вопросам, например, на уроках информатики – всего 10 минут от урока, за которые можно успеть рассказать, например, о новых угрозах в сети, существенно изменят ситуацию в целом. Тем не менее, в конечно счете, слово все равно за преподавателями – лучше них никто не знает о том, как верно выстроить программу», — отметил депутат.
По словам Немкина, уроки цифровой грамотности необходимы и взрослому поколению, поэтому на помощь должны прийти интересные ток-шоу на эту тему на телевидении, уроки от специалистов в сети, доступные всем, и другие способы взаимодействия с аудиторией, в которой уже тоже сформировался запрос на такой контент. «Большинство родителей уверены, что, в первую очередь, навыки безопасности в сети должны прививаться в сети. Однако, зачастую, они сами не обладают нужными знаниями. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, например, с 1 сентября по всей стране стартовало движение «Цифровое волонтерство», а рамках которого волонтеры делятся навыками киберграмотности с людьми разных возрастов, а 8 сентября координаторы проекта «Цифровая Россия» проведут уроки цифровой грамотности для школьников в 36 регионах РФ. Кроме того, ежегодно проводится акция «Цифровой Диктант», которая помогает узнать уровень цифровой грамотности человека и сформировать личную стратегию развития недостающих знаний и навыков. VK и АНО «Цифровая экономика» при поддержке Минпросвещения России и Минцифры России также запустили просветительский проект по цифровой грамотности и кибербезопасности для школьников от шести лет под названием «Цифровой ликбез». Все это – только малая часть обширной работы, которая уже ведется и будет дальше развиваться в России, чтобы сделать цифровое пространство безопасным и комфортным для граждан», — заключил парламентарий.
Tags: Антон Немкин