Онлайн PR-дискаунтер Пиарим раскрутит любую компанию, товар, услугу или событие в интернет-СМИ по тарифам нижнего ценового диапазона при помощи подддерживаемой базы сайтов и удобной панели управления проектами. Массовое опубликование пресс-релизов возможно выполнить своими руками, поручить другим пользователям и/или проворным и обученным спецам PR-агентства, которые впахивают непрерывно.
Подготовка молодых кадров – ответственная задача, которая стоит перед каждым университетом. Еще сложнее она, когда вуз ведет подготовку будущих учителей к профессии. В этом смысле Российский государственный профессионально-педагогический университет...
РГППУ – университет, формирующий мировоззрение будущего
Подготовка молодых кадров – ответственная задача, которая стоит перед каждым университетом. Еще сложнее она, когда вуз ведет подготовку будущих учителей к профессии. В этом смысле Российский государственный профессионально-педагогический университет уникален – именно здесь готовят преподавателей колледжей и техникумов, мастеров производственного обучения, т.е. тех, кто учит профессии. О том, чем дышит университет, живя в настоящем, думающий о будущем, мы поговорили с исполняющим обязанности ректора РГППУ Валерием Дубицким, который рассказал об изменениях в вузе в последние годы, воспитании молодых универсантов и планах на новый год.
– Когда год назад мы с Вами говорили о задачах, которые стоят перед университетом, Вы говорили, что чрезвычайно важно привлекать к образовательному процессу и исследованиям молодых преподавателей. Расскажите, что удалось сделать за прошедшее время?
– Сегодня мы приняли в «свои ряды» много молодежи, как для преподавательской работы, так и непосредственно для работы со студентами. Могу уверенно сказать, что наши ребята – вчерашние магистранты, иногда и продолжающие учиться, и совмещать с текущей работой, – показали себя как целеустремленные и компетентные сотрудники.
Если говорить об общей ситуации, то взращивание специалистов – длительный процесс, он не происходит быстро, за месяцы или за один год. Каждый новый работник набирается опыта и профессионализма и тем самым продвигается по карьерной лестнице. Мы стремимся привлекать на ответственные позиции не только наших выпускников, создавая преемственность поколений, но и лучших выпускников других университетов. Это также укрепляет формирующуюся новую молодую формацию вуза, ведь они уже показали себя и свой профессионализм, работая в других организациях. За этих ребят приходится буквально «биться», просто так никто не уступит лучших. Это важное направление, и мы будем продолжать такую работу.
– Еще один пункт, на который Вы обращали внимание, – комфортные условия для работы. Как продвигается работа в этом направлении?
– Для меня условия труда – это симбиоз пространства, надлежащего технического оборудования рабочих мест и отношения администрации к работнику и работника к корпорации. Важно, чтобы все слагаемые были сбалансированы. Можно построить или отремонтировать современные учебные и лабораторные корпуса, заполнить их удобной и красивой мебелью, принять корпоративную стратегию, холить и лелеять работника, но если при этом использовать устаревшее оборудование и ушедшие в небытие технологические решения, никаких научных «прорывов» не будет! Как и тот факт, что стратегия развития университета становится формальной, когда даже малая часть коллектива не понимает и не разделяет поставленные цели и задачи, все, что указано выше, будет обесценено.
Мы стараемся гармонично развивать все направления модернизации университета. Сегодня идет большая работа над обликом наших корпусов, входных групп, этажей, аудиторий, лабораторий. Сегодня у нас появились дополнительно три предметных класса (биология, физика и химия), полигон для демонстрационного экзамена, десяток мультимедийных аудиторий и лабораторий. В этом году мы полностью отремонтировали переход между корпусами, создав большую лаундж-зону для студентов, а также большой спортивный зал площадью около 600 квадратных метров, с современным паркетным покрытием. Процесс комплексной модернизации университета продолжится и в следующем году.
– В конце прошлого года Вы ставили перед собой задачу поработать с доходной частью бюджета университета, увеличив его. Расскажите об этой работе.
– Мы стараемся создавать новые возможности для увеличения доходов университета. За прошедший год мы активизировали профориентационную работу, осуществили прием на первый курс студентов на основные образовательные программы, в том числе на внебюджетной основе, сильно добавили в разработке и реализации программ дополнительного, в том числе профессионального, образования, успешно реализовали государственное задание по науке, ведем работу по привлечению инвесторов к модернизации материально-технической базы университета. С некоторыми из них достигнуты договоренности по финансированию ряда объектов инфраструктуры, обучения собственных работников по интересующим и необходимым для производства образовательным программам.
– В декабре 2022 года университет организовал проведение большого образовательного форума «Инженерно-педагогические кадры России: переход к новому формату кадрового обеспечения профессионально-педагогического образования». О каких изменениях идет речь?
– В новых социально-экономических условиях, характеризующихся
ускорением темпов развития постиндустриального общества, увеличением масштабов социально-профессиональной мобильности, стремительной динамикой наукоемкого производства, сопровождающейся ростом неопределенности и структурными изменениями занятости трудоспособного населения, необходима выработка взгляда на новую систему подготовки профессионально-педагогических кадров, способных осуществлять обучение и переобучение специалистов, востребованных на рынке труда.
Возьмем федеральный проект на «Профессионалитет», направленный как раз на опережающую подготовку работников со специальным профессиональным образованием с учетом быстро меняющихся потребностей различных отраслей экономики. Причем необходимо подготовить профессионала и специалиста не за три-четыре года, как сейчас, а за два-два с половиной года. Для «ускорения» процесса обучения нужна новая методология, вот те самые «новые форматы», так как не существует простого механического решения.
Главный вопрос, который возникает при реализации проекта «Профессионалитет»: какие методологии и технологии, позволяющие человеку быстро усваивать новые знания, необходимо использовать? Об этом речь шла на форуме. Кроме этого, наши исследователи представляли, например, изящные методики определения профессиональных дефицитов у обучающихся, демонстрировали умение выстраивать на этой основе индивидуальные образовательные траектории, конструируя тем самым необходимые образовательные программы для каждого обучающегося.
– А можно ли обеспечить за два или два с половиной года уровень подготовки, на который раньше тратили четыре?
– Это логичный вопрос, и, отвечая на него, нужно сделать несколько замечаний. Во-первых, в два раза сокращать срок обучения никто не планирует. Сегодня в среднем профессиональном образовании наибольшую распространенность получили трехлетние программы обучения. Из них можно сделать программу на два с половиной года, то есть сократить срок примерно на 30%.
Во-вторых, если сделать это механически, о чем я упомянул выше, просто сжав положенные часы занятий, то ничего хорошего из этого не выйдет. Тут необходимо использовать как раз те самые методические разработки в области нейрообразования, когнитивистики, инженерной педагогики, которые показывают хороший результат в решении поставленных задач.
В-третьих, такое обучение должно готовить студента к будущей производственной деятельности уже на студенческой «скамье», а значит, содержать больше практикоориентированных занятий.
– Сегодня государство уделяет особое внимание воспитанию молодых людей. Как, на Ваш взгляд, должен быть выстроен сегодня этот процесс в образовательной организации?
– Прежде всего, надо понимать, что в воспитательный процесс вовлечены все работники университета: каждый преподаватель, учебный мастер, администраторы, ректор. Нет и не должно быть нерезидентов этого многостороннего процесса. Когда принимаешь для себя такую установку, у всех возникает понимание, что формальными методами, «с кондачка», реализовать поставленные президентом задачи невозможно.
Мы в университете перешли к неформальной работе со студентами, делаем это совместно с молодыми преподавателями. Ищем и находим подход к студентам, создаем возможности удобных для них способов коммуникации. Большой проблемой остается отсутствие должной работы со студентами-заочниками, и эту проблему необходимо решать, не откладывая в «долгий ящик», ведь университеты существуют ради студентов, не делая разницы между формами обучения.
Но есть, конечно, и обязательные моменты. Возьмем, к примеру, гимн России. Убежден, вне зависимости от того, кто ты, администратор, преподаватель, студент, ты обязан знать все слова гимна, а не один куплет! Необходимо собственным примером доносить мысль, что эти слова созвучны с самой жизнью, которая у нас происходит здесь и сейчас. Молодежь удивляется, что оказывается практически во всех странах Европы, и особенно в США люди знают наизусть слова своего гимна. А у нас все кумиры подрастающего поколения «вне гимна». Так нельзя. В этом смысле педагогический университет находится в фарватере государственной политики и будет оставаться там всегда, ведь гимн, флаг, другие символы России воспитывают в ребятах гордость за свою страну, понимание своей ответственности и уверенность в будущем.
– Валерий Васильевич, чего было больше в уходящем году – хорошего или плохого – и что Вы ожидаете в 2023 году?
– Жизнь меня научила, что следующий год никогда не бывает проще предыдущего. Моя философия такова – уходящий год нужно провожать всегда с благодарностью. Неважно, какие неприятные моменты были. Говорят, что одна часть людей больше помнит хорошее, другая – плохое. Я точно не отношусь ко второй категории.
И хотя наступающий 2023 год, я не сомневаюсь, будет еще сложнее уходящего, мы все равно ждем от него приятных событий, новых встреч, удачных начинаний и успешного завершения уже реализованных проектов. Мне очень близки слова известного реформатора образования с большой буквы и одновременно профессионального альпиниста Андрея Волкова, который на вопрос о том, зачем он испытывает лишения и постоянные риски для жизни в период горных восхождений и спусков, ответил просто: «Это действенный способ преодолеть себя».
Отвечать на новые вызовы, решать сложные задачи, искать новые пути решения – для меня это способ преодолевать себя, постоянно, планомерно, изменять текущую ситуацию и обязательно двигаться вперед. Только вперед!
– Спасибо за интересное интервью. Желаем успехов Вам и Вашему коллективу.