На первом в 2023 году совещании с членами правительства президент России Владимир Путин раскритиковал вице-премьера и главу Минпромторга Дениса Мантурова за нерасторопность в оформлении заказов на воздушные суда на предприятиях. По информации главы государства, ряд авиастроительных заводов до сих пор не получили заказы по гражданской и военной продукции на этот год.

«Предприятия должны понимать свои перспективы. Они должны нанимать рабочую силу, производственные мощности держать или расширять. Им нужно понимать, сколько военное ведомство закажет, а сколько гражданских судов будет заказано», – отчитал главу Минпромторга президент Путин.

Ответом вице-премьера о том, что мощности все сверстаны и согласованы с Минобороны по текущему и по следующему году, глава государства остался не удовлетворен.

«Пока нет паспортов и нет твердых контрактов, у них (предприятий – прим. ред.) нет понимания того, что они должны будут делать. Слишком долго, пожалуйста, я вас прошу ускорить эту работу…Я знаю, что контрактов нет. Мне директора сказали, а у вас всё свёрстано», – разошелся хозяин Кремля.

«Все будет сделано в течение квартала, исходя из сформированных бюджетом возможностей», – отрапортовал Денис Мантуров.

Но и этот ответ не понравился президенту России.

«Чтобы в течение месяца было всё сделано. Мы что, не понимаем, в каких условиях мы живем!», – разошелся Владимир Путин.

Таким образом, глава государства потребовал в 3 раза ускорить процесс обеспечения контрактов на 2023 год с предприятиями по производству гражданской и военной авиации.

В свою очередь, вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров доложил главе государства о том, что по его поручению в конце 2022 года в правительство министерством был внесен паспорт инвестпроекта по лизингу воздушных судов. Решение об его утверждении полностью согласовано. В 2023–2025 годах запланированы поставки «Аэрофлоту» 63 самолётов, имея в виду 34 импортозамещённых «Суперджета», 18 российских среднемагистральных пассажирских самолетов  МС-21 и одиннадцать Ту-214. Кроме того, под заказ других авиакомпаний в 2023 году планируется принятие отдельных паспортов в обеспечение комплексной программы развития авиационной отрасли.

Мантуров также объяснил, что реализация лизинговой программы для авиастроителей зависит не только от Минпромторга, но также деятельности Минэкономики и Минфина – всего экономического блока правительства. Так, Минэк готовит соответствующие изменения в нормативную базу, которые позволят финансировать проект из ФНБ по льготной ставке в 1,5% без избыточных требований и окупаемости. После этого, Минфин будет доводить эти средства до лизингодателя через выкуп облигаций. Речь о дочерней компании «Ростеха» – «Авиакапитал – Сервис», которая будет контрактоваться с предприятиями авиастроения.

Тем не менее, сам факт публичного выговора профильному вице-премьеру может говорить о перспективе смены главы Минпромторга в ближайшие пару месяцев. В кулуарах правительственных коридоров уже обсуждают слухи о возможной смене министра промышленности, часть их уже просочились в политические telegram-каналы.

Авиастроительная отрасль больше всех пострадала из-за введенных против России санкций Евросоюза – российские авиакомпании утратили возможность использовать европейские самолеты. Новые поставки, а также техобслуживание и страхование всех бортов были запрещены, а уже сданные в лизинг самолеты по старым контрактам должны были быть возвращены. Из-за этого правительству пришлось экстренно перестраивать воздушных перевозчиков на отечественную продукцию. В конце июня 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Общий объем финансирования программы превысил 770 млрд рублей, из которых свыше 150 млрд должны были поступить в отрасль до конца 2022 года. Затем в ноябре глава российского правительства Михаил Мишустин утвердил выделение еще 44 млрд рублей на субсидирование производства авиационных двигателей для всей линейки отечественных гражданских и военно-транспортных самолётов. В программу включили проекты по расширению производства двигателей ПД-14 (для самолётов МС-21), ПС-90А (для среднемагистральных Ту-214), ПД-8 (для самолётов «Сухой Суперджет»), ТВ7-117СТ-01 (для Ил-114-300).

Из-за всех этих антикризисных для отрасли мер пришлось пересмотреть предыдущие планы. Например, в декабре неприятной новостью стала отсрочка разработки двигателя для гражданской авиации ПД-35, предназначенного для российско-китайского самолета CR929. Предполагалось, что он также позволит уйти от четырехмоторной схемы на ИЛ-476, ИЛ-478, ИЛ-96-400, а также станет базовым двигателем для перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации. Представитель компании-разработчика – заместитель генерального директора АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Александр Иноземцев сообщил тогда, что по причине перераспределения средств на наращивание объемов ПД-14, ПД-8, ПС-90А срок разработки двигателя сдвинулся на пару лет, что стало «вынужденной мерой». Сам двигатель планировали испытать в 2023 году.

По информации источников «Регионов России», знакомых с ситуацией, в данный момент из креатур подыскивается новый министр промышленности, потому что нынешний глава Минпромторга со своей командой не справляется с возникшими вызовами. Но пока до сих пор непонятно, кто может стать достойной заменой Мантурова в профильном ведомстве. Еще новогодние праздники не успели закончится, а в экспертном сообществе заговорили о возможном назначении губернатора Тульской области Алексея Дюмина на должность главы Минпромторга. Отметим, что Дюмин – креатура от военного блока сил, он до своего губернаторства успел поработать на Минобороны, но его карьерный рост начался с начала 2000-ых – он первые два президентских срока Владимира Владимировича работал в Службе безопасности президента, был личным адъютантом Путина.

Хотя эксперты утверждают, что вопрос по назначению Демина на пост главы Минпромторга пока нельзя назвать полностью закрытым. Есть и другие кандидаты на должность. Например, политолог и генеральный директор холдинга «Регионы России» Ольга Чернокоз считает, что достойным министром промышленности мог бы стать нынешний губернатор Магаданской области Сергей Носов.

«Элиты со старым мышлением не могут перейти на новые рельсы, когда нужно быстро решать поставленные задачи. Время требует новых людей в правительстве. И новых подходов в работе по стратегическим направлениям. Именно промышленность сегодня остро нуждается в смене кадров. Сегодня велик запрос на людей из реального сектора экономики, обладающими управленческим опытом, возможно, бывших директоров заводов, которые понимают тонкости производственного процесса. Есть ряд губернаторов, которые обладают соответствующими компетенциями в промышленности», – прокомментировал Ольга Чернокоз.

Губернатор Сергей Носов имеет богатый управленческий опыт в производстве, он был замдиректора Магнитогорского металлургического комбината (ММК), а также гендиректором Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК). При его руководстве металлургические заводы добивались поставленных задач и высоких экономических показателей. Его биография вполне себе соответствует должности будущего министра промышленности. Тем более, что именно сейчас велик запрос на управленцев, разбирающихся в тонкостях производственного цикла.

Однако ряд аналитиков советуют не спешить с выводами по поводу дальнейшего будущего Дениса Мантурова, который ещё сохраняет шанс удержаться на должности главы Минпромторга. Более того, некоторые инсайдеры даже предположили, что сценка «публичной порки» была разыграна Мантуровым намеренно, чтобы ускорить работу остальных министерств экономического блока, которые мешают лизинговой программе для авиастроителей заработать.

В любом случае на следующий же день после скандального заседания начали уводить из повестки связанный с Мантуровым негатив – вышло итоговое интервью с министром на телеканале «Россия 24», где глава Минпромторга подробно рассказал об ускоренном импортозамещении компонентов и агрегатов для российских самолетов. Он также лишний раз подчеркнул, что российский среднемагистральный самолет МС-21 получил сертификат, поставки планируются с 2024 года. И обозначил, что отечественные промпредприятия в 2022 году произвели все запрашиваемые объемы продукции для нужд СВО.