Согласно последним данным, продажа топлива на российских АЗС стала убыточной из-за резкого роста цен на нефть и несоответствия между оптовыми и розничными ценами, пишут «Ведомости» со ссылкой на расчеты исследовательской группы «Петромаркет». Эксперты предупреждают, что это может привести к дефициту топлива на внутреннем рынке и угрожать безопасности страны.

В начале сентября средняя маржа АЗС при заправке бензином Аи-92 и Аи-95 составляла минус 3 рубля, по дизелю — минус 2 рубля на л. Представитель «Петромаркета» отметил, что торговля бензином находится в отрицательной зоне с середины июня, а дизельным топливом — с середины августа.

Глава Независимой топливной ассоциации Павел Баженов сообщил, что маржинальность АЗС по Аи-95 составляет минус 2,19 рубля на л, а продажи Аи-92 и дизеля все еще выгодны, но маржа не превышает 63 копейки на л.

С начала года цена бензина на бирже СПбМТСБ выросла почти вдвое, дизельное топливо подорожало в 1,5 раза. 6 сентября были в очередной раз превышены исторические максимумы: 1 т бензина Аи-92 торговалась по 65 472 рублей, Аи-95 — по 76 492 рублей, дизтоплива — по 68 556 рублей. На АЗС стоимость 1 л бензина с начала года выросла на 4,8%, 1 л дизеля — на 0,6% при официальной инфляции в 3,4%.

По мнению доцента Финансового университета при правительстве Валерия Андрианова, основными факторами, разгоняющими оптовые цены топлива, являются ускорение инфляции, рост экспорта и вступившее в силу с 1 сентября сокращение выплат в рамках демпфирующего механизма вдвое. Экономические стимулы для поставок топлива на внутренний рынок снижаются, отметил он.

Эта ситуация объясняется тем, что правительство РФ ограничивает рост розничных цен на топливо в целях социальной защиты населения и поддержки инфляции. Однако это приводит к тому, что нефтяные компании предпочитают экспортировать свое топливо за рубеж, где оно продается по более выгодным ценам. В результате, объем поставок топлива на внутренний рынок сокращается, а запасы на АЗС уменьшаются.

Эксперты считают, что такая ситуация может иметь негативные последствия для экономики и безопасности России. Во-первых, дефицит топлива может привести к замедлению транспортного сектора и промышленности, а также к повышению цен на товары и услуги. Во-вторых, уменьшение запасов топлива может создать уязвимость для России в случае возможных санкций или конфликтов с другими странами.

По мнению экспертов, для решения этой проблемы необходимо сбалансировать интересы всех участников рынка: правительства, нефтяных компаний и потребителей. Возможные меры могут включать: повышение акцизов на экспорт топлива, снижение НДС на продажу топлива на АЗС, создание государственного фонда стабилизации цен на топливо и др. Также необходимо развивать альтернативные источники энергии, такие как газ, электричество и возобновляемые виды энергии.