21 февраля 2023 года Президент Российской Федерации Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Победители конкурса управленцев «Лидеры России» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей», члены клуба Лидеров России «Эльбрус» и научного сообщества «Искра» выразили готовность участвовать в решении задач в сфере науки, высшего образования и подготовке специалистов рабочих профессий.

Победитель четвертого сезона конкурса «Лидеры России»,исполняющий обязанности ректора Тихоокеанского государственного университета Юрий Марфин из Хабаровска отметил, что Президент РФ очень своевременно уделил большое внимание образовательной и научной сферам.

«Наложенные на нашу страну санкции – это вызов и возможность для отечественных исследователей реализовать опережающим темпом те разработки, которые длительное время не были внедрены на предприятиях, а реальному сектору экономики – перевооружить свои производственные мощности с использованием российского оборудования, ПО, иных технологических и научных решений. Мы видим, что в фокус внимания попали прикладные исследования, а сама система перенастраивается на их поддержку, это видно по растущему спросу на инновационную продукцию, внедрению инструментов промышленной ипотеки, запуску целого ряда новых проектов по поддержке прикладных решений. Реализация национальных целей в области технологического суверенитета потребует специалистов нового уровня, поэтому изменение подходов к подготовке студентов будет комплементарно задачам технологическим. Конечно, не может не радовать неослабевающее внимание Президента к вопросам развития Дальнего Востока, земле больших вызовов и возможностей для нашего государства», – считает Юрий Марфин.

Победитель «Лидеров России», главный инженер АО «Хабаровский судостроительный завод» Сергей Королев придал значениетеме повышения престижа рабочих профессий, которую обсуждал с главой государства в июне 2022 года на встрече по итогам четвертого сезона конкурса.

«В послании Президент отметил повышение престижа профессионального образования и колоссальный спрос на выпускников техникумов и колледжей, подчеркнул необходимость подготовить один миллион специалистов рабочих профессий. Это очень важно, потому что позволит решить задачу укрепления технологического суверенитета и обеспечить опережающий рост обрабатывающей промышленности. Наш завод уже работает в этом направлении, мы видим положительные результаты и не сомневаемся, что такая программа серьезно простимулирует рост реального сектора экономики в ближайшем будущем и обозримом горизонте планирования», – считает он.

Победитель трека «Наука» и суперфиналист третьего сезона конкурса «Лидеры России», член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Александр Петухов считает важными изменения, которые Президент поручил внести в систему высшего образования.

«Это некий синтез советской и Болонской систем, когда продлевается срок образования для начальной ступени до 4-6 лет, а дальше, если это необходимо, идет надстройка – магистратура, аспирантура, ординатура. Это очень важное и логичное решение, потому что сейчас в высшей школе затруднительно распределять некоторые курсы на бакалавриат и магистратуру. Это нарушает общую логику системы образования. Теперь же вузы получат возможность варьировать свои программы, не выдумывать неких дополнительных курсов или наоборот не урезать их. Эта свобода чрезвычайно благоприятна для образования», – подчеркнул он.

Победитель четвертого сезона конкурса «Лидеры России», заместитель руководителя инженерно-технического центраИнститута физической химии и электрохимии им. А. Н. Фрумкина РАН (ИФХЭ РАН), кандидат химических наук Илья Меньщиков считает важным тезис Президента РФ офундаментальных исследованиях ученых, которые лежат в основе новых прорывных технологий. При этом стимулом для развития научной сферы и массового привлечения в науку молодежи должны стать амбициозные задачи государственной важности.

«Такие задачи у нас в стране действительно есть: необходимо ускоренными темпами развивать микроэлектронику, материаловедение, специальную химию, медицинские технологии и другие направления, где не обойтись без проведения фундаментальных исследований. При этом у ученых именно сейчас, когда государством объявлены масштабные программы научно-технологического развития, возникают беспрецедентные возможности воплотить свои фундаментальные заделы на практике и, что называется, пощупать результат руками. Конечно, данный процесс, как отметил Президент, должен быть синхронизирован с модернизацией и созданием новых образовательных программ в тесной кооперации с промышленностью. Не менее важным остается вопрос подготовки высококлассных кадров рабочей квалификации, которые призваны стать основой высокотехнологичных производств», – отметил Илья Меньщиков.

Победитель трека «Наука» третьего сезона конкурса «Лидеры России», кандидат экономических наук Сергей Горбачев считает, что в послании затронуты архиважные направления развития отечественной науки, что подчеркнуло актуальность выбранных сообществом ученых «Искра» направлений для дальнейшей проработки.

«На первый план выходят наш собственный внутренний рынок, потребности по обновлению подходов к системе подготовки кадров, к научно-технологической политике. Таким образом, набор проектных инициатив нашего сообщества уже синхронизирован с актуальной национальной повесткой. Это и взаимодействие науки и бизнеса, и новые способы оценки научного знания, и экосистема научных изданий, а также подготовка управляющих кадров для науки. «Искра» сформирована на базе конкурса «Лидеры России», который, как отметил Президент, открывает новые горизонты профессионального роста людей, готовых работать на благо страны, в том числе в науке. Постановка и решение амбициозных задач – мощнейший стимул для молодежи идти в науку. В этом смысле не менее важно современное позиционирование и популяризация среди молодежи науки и научных специальностей для формирования будущих профессиональных научных команд, которыми будет гордиться вся страна», – отметил он.

Победитель трека «Наука» третьего сезона конкурса «Лидеры России», начальник отдела развития производственных активов АО «РусВэллГруп» (Госкорпорация «Росатом») Дмитрий Панкратов отметил, что участники сообщества «Искра» — физики, химики, историки, юристы, представители научных и образовательных организаций, государственных корпораций – готовы оказать максимальную поддержку стране по всем обозначенным в Послании Президента целям.

«В своем послании Президент подчеркивает, что мы живем в период кардинальных, необратимых перемен во всём мире, важнейших исторических событий, которые определяют будущее нашей страны и нашего народа, когда на каждом из нас лежит колоссальная ответственность. На недавнем Совете по науке и образованию с участием Президента обсуждалась необходимость четко расставить приоритеты, сконцентрировать ресурсы на получении конкретных, принципиально значимых научных результатов, прежде всего в тех сферах, где у нас есть хорошие заделы и которые имеют критическое значение для жизни страны. С учетом масштабных задач, стоящих перед страной, мы должны серьезно обновить подходы к системе подготовки кадров, научно-технологической политике. Сообществом «Искра» прорабатывается ряд таких инициатив», – сообщил он.

Победитель четвертого сезона конкурса «Лидеры России», начальник управления стратегического развития издательства «Наука» Михаил Фомин отметил важность свободы творчества исследователей, о которой говорил Президент РФ: «Наши предложения в сообществе «Искра» и прорабатываемые проекты в издательстве «Наука» касаются обновления в России критической информационной инфраструктуры, связанной с публикацией научных результатов, агрегированием верифицированных научных данных и аналитической обработкой полученных массивов для определения наиболее приоритетных, быстро развивающихся областей знаний. Качественно выстроенный публикационный инструментарий является основой для доказательства научного первенства наших научных команд, возможности становиться и оставаться лучшими в мире в определенных научных тематиках».