Крестьянские (фермерские) хозяйства наряду с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и товарными личными подсобными хозяйствами граждан являются важным сельскохозяйственным  укладом  страны. Стратегическое значение сектора малых сельхозпроизводителей  в том, что он одновременно наращивает объемы производства, содействует развитию аграрной экономики и  сельских территорий,  способствует равномерному расселению и занятости граждан, проживающих в сельской местности.

Центральным звеном малых форм хозяйствования на селе является фермерский сектор.

Фермеры полностью поддерживают решения Президента РФ по проведению специальной военной операции. Сегодня по всей стране они формируют и отправляют гуманитарные грузы для наших бойцов и жителей новых территорий, сами встают с оружием защищать исторические ценности и отстаивать интересы нашей Родины. Фермерское сообщество осознает – необходимо сплотиться для  решения задачи обеспечения страны продовольствием.

В 2022 году фермеры, своими показателями вновь продемонстрировали, что являются наиболее динамичным и эффективным сектором. Только фермеры по итогу 2022 года продемонстрировали рост поголовья крупного рогатого скота (+34 тысячи голов). Рост зерновых и зернобобовых в КФХ составил 28%, рост производства картофеля 13%, овощей 7,3% по сравнению с 2021 годом.

 Объем производства крестьянско-фермерскими хозяйствами валовой сельхозпродукции составляет 1432 млрд. рублей – за 15 лет он вырос более чем в 10 раз, валовой объем производства зерновых за 10 лет увеличился в 3 раза, подсолнечника – в 2,8 раза, поголовье КРС за 10 лет выросло в 2,3 раза — на 1676 тыс. голов. Только крестьянские (фермерские) хозяйства увеличили посевные площади, за 15 лет в 2 раза. Среднегодовой рост составил около 850 тыс. га.

Однако, в 2022 году фермеры столкнулись с новыми вызовами. Затраты крестьянских хозяйств выросли более, чем на 30-70% (техника, запчасти, средства защиты растений, семена, удобрения и др.). По отдельным позициям рост составил 200%. До сих пор фермеры оплачивают электроэнергию по тарифам  9-12 рублей за кВТ.

При этом резко снизились закупочные цены на зерно, масличные культуры, овощи (до уровня 2017 года), что привело к существенному снижению доходности многих хозяйств.

Высокие пошлины ведут только к снижению цены, что при значительном росте себестоимости создает условия финансовой неустойчивости фермерских хозяйств.

Регулирование рыночных цен посредством интервенционных зерновых закупок объемом 3 млн. тонн при общем объеме урожая более 150 млн. т., не оказывают должного воздействия на стабилизацию цен на зерновые культуры на внутреннем рынке страны. 

При этом, в сложной экономической ситуации только незначительная часть фермеров получает субсидии и льготные кредиты.

Государственные субсидии на тонну реализованного зерна, призванные компенсировать недополученную прибыль, предоставляются только на незначительный объем реализованного зерна и не доступны 80% крестьян.

За последние годы существенно выросла избыточная нагрузка на фермеров, связанная в том числе, с выполнением условий и требований внедрения цифровых систем. Переход на цифровые системы требует времени, дополнительных знаний и затрат. Возникают трудности при организации хранения и перемещения удобрений и средств защиты растений в соответствии с требованиями ФГИС «Сатурн» и «Цербер».

В настоящее время имеются проблемы с регистрацией крестьянских (фермерских) хозяйств. Вопрос статуса крестьянского фермерского хозяйства без образования статуса юридического лица до сих пор не решен.

Несмотря на изменения, внесенные в Федеральный Закон №74-ФЗ и Земельный кодекс РФ, вопрос строительства фермерами домов на собственных землях сельхозназначения  не решается на уровне субъектов Федерации.

Сохраняются проблемы со сбытом фермерской сельхозпродукции. Кооперация малых форм хозяйствования, создание малых кооперативных агрологистических  центров пока не получила должного развития.

Существующее на местах информационно-консультационное обслуживание малых форм хозяйствование недостаточно и мало эффективно.

В данной ситуации могут реализоваться риски роста банкротств среди фермеров и других субъектов малого предпринимательства, изъятий средств производства, скупки земель, принадлежащих крестьянским хозяйствам в пользу крупных хозяйств.

Количество крестьянских (фермерских) хозяйств снижается из года в год. Согласно данным Росстата количество  КФХ за последние 5 лет снизилось на 21% (с 205 тыс. в 2018 году до 161,9 в 2022 году).

Принимая во внимание вышеизложенное, АККОР отмечает, что господдержка, осуществляемая в целях компенсации затрат и недополученных доходов может стать эффективным инструментом сохранения доходности и иметь высокую отдачу, если ею смогут воспользоваться существующие фермерские хозяйства и другие субъекты малого предпринимательства. Однако, механизмы доступа к ресурсам, технологиям, господдержке, рынкам сбыта и т.д. в течение многих лет в большей мере используются крупными производителями сельхозпродукции. Они уже окрепли, обновили материальную базу, организовали переработку, могут вести дело самостоятельно.

Именно поэтому АККОР считает важным включить в число приоритетов  малый  сектор аграрной экономики и перераспределить меры господдержки сельхозпроизводителей с крупных на небольшие хозяйства и фермеров,  чтобы они могли расти, активно развиваться с учетом важнейших задач, решаемых сектором МФХ и составить скооперированный крупный уклад сельхозпрозводства.

Принимая во внимание вышеизложенное

XXXIV Съезд АККОР

РЕШИЛ:

  1. Отменить экспортные пошлины на зерновые  культуры.
  • В целях оживления зернового рынка и создания стратегических запасов зерна на случай непредвиденных обстоятельств, в том числе засухи, увеличить объем интервенционных закупок. При этом предусмотреть возможность хранения интервенционного зерна в хозяйствах на складах сельхозтоваропроизводителей.
  • При  предоставлении  прав элеваторам быть хранителем государственного зерна по итогам интервенционных торгов, предусмотреть предельные расценки за оказание ими услуг при приемке и хранении зерна до перехода права агенту.
  • Выполнить перед сельхозтоваропроизводителями обязательства по предоставлению средств на возмещение части затрат, связанных с производством и реализацией зерновых культур по ставке 2000 рублей на 1 тонну реализованных зерновых культур.
  • Прировнять долю выделяемой господдержки малым формам хозяйствования к доле производимой ими сельскохозяйственной продукции.
  • Увеличить общий размер субсидий на гектар посевных площадей. Снять все связывающие условия по несвязанной поддержке на гектар.
  • Увеличить объем средств, выделяемых на грантовую поддержку. Снизить требования по избыточной отчетности для грантополучателей, предусмотреть достижение показателей накопительным итогом. 
  • Предусмотреть при субсидировании понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса (капексы) субсидирование семейных животноводческих ферм начиная с поголовья 100 голов (вместо 1000 голов).
  • Определить при субсидировании понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса (капексы) возмещение прямых понесенных затрат на переработку масличных культур от 10 тысяч тонн (вместо 100 тысяч).
  • Предусмотреть возмещение части затрат на развитие убойных цехов, первичной переработки мяса в виде субсидий малым формам хозяйствования по аналогии с грантовой поддержкой.
  • Обеспечить выравнивание тарифов  на электроэнергию для промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
  • Сократить сроки подключения к электрическим сетям для малых форм хозяйствования. Ввести специальную ставку на осуществление техприсоединения производственных объектов  малых форм хозяйствования к электросетям.
  • Отменить акцизный сбор на дизельное топливо для аграриев.
  • Отсрочить маркировку молочной продукции для малых форм хозяйствования до момента упрощения ее  условий.
  • Ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве в отношении малых форм хозяйствования по заявлениям, подаваемым кредиторами по аналогии с мораторием, вводимым Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта №497.
  • Совместно Минсельхозу России, Национальному союзу агростраховщиков и АККОР проработать предложения по увеличению доли выплат страховыми компаниями по договорам сельскохозяйственного страхования при наступлении страховых случаев.
  • Стимулировать создание машинно-технологических станций.
  • В целях снижения затрат крестьянских фермерских хозяйств и других малых форм хозяйствования при подготовке проектов на введение в оборот земель сельхозназначения и мелиоративные работы зафиксировать долю затрат на проектные работы.
  • Изучить опыт Красноярского края по субсидированию капитального ремонта сельхозтехники и возможность его использования на федеральном уровне.
  • Увеличить сроки льготного инвестиционного кредитования для МФХ до 8 лет.
  • Предусмотреть в рамках льготного кредитования возможность выкупа земельных участков.
  • Расширить направления льготного кредитования на приобретение самосвалов грузоподъемностью свыше 12 тонн.
  • Разработать и принять доктрину земельной политики.
  • Провести инвентаризацию земель сельхозназначения. Создать единую открытую информационную систему доступности земельных ресурсов.
  • Установить предельную площадь земельного участка, которая может находиться в собственности у одного юридического или физического лица (с учетом аффилированных структур).
  • Обеспечить возможность строительства домов для фермеров на землях сельхозназачения. Утвердить перечень критериев, по которым субъектам Российской Федерации предоставляется право определять муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения.
  • Для фермеров, работающих на земле не менее 5 лет разработать механизм выдела из собственных земель сельхозназначения земельные участки под рекреацию для сельского туризма с правом строить отдельные помещения.
  • Внести поправки в статьи 39.6 и 39.8 Земельного кодекса в части установления возможности предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, занятых мелиоративными защитными лесными насаждениями, крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным предпринимателям, признаваемым сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также введения моратория на проверки на 10 лет.
  • Восстановить статус крестьянского фермерского хозяйства без образования юридического лица «ИП-глава КФХ».
  • В правилах бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, предусмотреть сельхозпредприятия со статусом ИП Глава КФХ.
  • Упростить порядок выдачи специальных разрешений на движение негабаритной сельскохозяйственной техники по автомобильным дорогам общего назначения,предусмотреть выдачу разрешений на передвижение по дорогам общего пользования на прицепные, полуприцепные, навесные агрегаты, орудия и оборудование, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат государственной регистрации.
  • Внести поправки в ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части увеличения сроков временного хранения и применения пестицидов и агрохимикатов  до  6 месяцев без лицензирования и специальных разрешений на площадках временного хранения для малых форм хозяйствования.
  • Уменьшить до 10 метров границы санитарных разрывов по применению пестицидов и агрохимикатов.
  • Упростить процедуру хранения, переработки и оборота навоза на животноводческих фермах для малых форм хозяйствования.
  • Рассмотреть вопрос об установлении квоты в составе сметы расходов центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермерства на расходы по привлечению услуг региональных фермерских ассоциаций для выполнения функций и достижения целей указанных центров компетенции.
  • Вернуть профильные классы в сельские школы по аграрным специальностям.
  • Предусмотреть в нормативно-правовых документах возможность прохождения практики студентами средних и высших аграрных заведений на базе крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей.