Время на прочтение: 3 минут(ы)

Во вторник Министерство юстиции США и восемь штатов подали иск против Google из-за его бизнеса цифровой рекламы, утверждая, что технологический гигант незаконно монополизирует рынок онлайн-рекламы.

Это второй антимонопольный иск, поданный федеральными властями против рекламной империи компании, которая в течение многих лет находилась под пристальным вниманием из-за обвинений в недобросовестной конкуренции и подавлении конкурентов.

Генеральный прокурор Меррик Гарланд

В течение 15 лет Google проводила курс антиконкурентного поведения, который позволил ей остановить развитие конкурирующих технологий, манипулировать механикой [рекламных] аукционов, изолировать себя от конкуренции и заставить рекламодателей и издателей использовать [исключительно] свои инструменты.

В своем 140-страничном иске, поданном в Восточный округ Вирджинии, власти утверждают, что Google совершила ряд приобретений и поглощений для усиления своего рекламного подразделения, что фактически вынудило рекламодателей и издателей использовать ее продукты в ущерб конкурирующим рекламным фирмам. (Издателями называют владельцев сайтов и других площадок, включая приложения — прим. переводчика).

иск против Google

Цитата из иска:

Один из гигантов отрасли, Google, нарушил справедливую конкуренцию в индустрии рекламных технологий, участвуя в систематической кампании по захвату контроля над широким спектром высокотехнологичных инструментов, используемых издателями, рекламодателями и брокерами для облегчения размещения цифровой рекламы.

Министерство юстиции также обратило внимание на то, что крайне раздражало многих онлайн-издателей — минимум 30%-ная комиссия от рекламных бюджетов:

В среднем Google удерживает не менее тридцати центов, а иногда и гораздо больше, с каждого рекламного доллара, поступающего от рекламодателей к издателям веб-сайтов. Для этого используются различные рекламные технические инструменты Google.

По мнению прокуроров, это вынудило 2 миллиона рекламодателей, включая подразделения правительства США, в т.ч. военные, платить более высокие ставки за рекламу. Согласно иску, федеральные агентства и департаменты с 2019 года приобрели веб-рекламу на сумму более 100 миллионов долларов, которая якобы включала «сверхконкурентные сборы» и «манипулирование ценами на рекламу».

Хотя судебный процесс, как ожидается, затянется на неопределенное время, прокуроры пошли на экстраординарный шаг, попросив федерального судью заставить Google отделить рекламное подразделение от остальной компании. Около 80% доходов Google поступает именно от рекламного бизнеса.

Агентство Bloomberg отметило, что это первый случай с 1980 года, когда Министерство юстиции добилось ликвидации крупной компании. Тогда федеральное правительство ликвидировало телекоммуникационный бизнес Bell из-за обвинений в том, что он был монополистом.

По данным исследовательской компании Insider Intelligence, из всей цифровой рекламы в США на Google приходится около 29% рынка. Meta (материнская компания Facebook) контролирует еще 20%, а Amazon является третьим по величине игроком в сфере онлайн-рекламы с долей рынка 11%. (Что касается России, то доля Google в интернет-рекламе на 2021 год достигала 50% — прим.positivnews.ru)

В заявлении Google говорится, что в рекламном секторе и без того большая конкуренция и подача иска против технологического гиганта сделает покупку рекламы только дороже.

Власти штатов, со своей стороны, утверждают, что мир онлайн-рекламы склонился в пользу Google «по причинам, которые не были ни случайными, ни неизбежными«.

Например, в 2017 году Google приобрела DoubleClick, которая производит широко используемые рекламные инструменты, за 3,1 миллиарда долларов.

Это дало Google прямой доступ к списку издателей веб-сайтов и технологии показа рекламы, используемой этими издателями.

Google также контролирует крупную биржу онлайн-рекламы, где компании делают ставки в режиме реального времени, чтобы получить целевую аудиторию в Интернете.
Таким образом покупка DoubleClick дала компании власть над обеими сторонами онлайн-рекламы: Гугл смог продавать рекламу издателям и влиять на инструменты, которые издатели используют для показа рекламы, не говоря уже об онлайн-аукционном сервисе, где совершаются эти сделки.

Прокуроры утверждают, что Google злоупотребил своим положением, по сути, подстроив систему в собственную пользу.

Это приобретение дало Google «одностороннюю возможность применять ряд антиконкурентных ограничений», что это позволило Google создавать барьеры, запирая клиентов в своей системе и затрудняя поиск альтернативных способов размещения рекламы в Интернете. Google использовала «свое доминирование как на рынке издателей, так и на рынке рекламодателей, чтобы подавить конкуренцию во всем технологическом стеке«, — написали власти в иске.

Прокуроры также описывают ситуацию, когда Facebook закрыл свою собственную рекламную биржу, когда понял, что она будет «зависеть только от одного посредника — Google«.

В иске содержатся утверждения, аналогичные тем, что содержались в иске, поданном коалицией государств в 2020 году против рекламного бизнеса Google. Федеральный судья в сентябре разрешил продолжить рассмотрение этого дела, однако, несколько сузив при этом круг обвинений.

Nota bene:
Почему это хорошая новость? Во-первых, конкуренция — это, обычно, хорошо. Во-вторых, политика Гугл вызывает большие вопросы у издателей. Особенно из России.

Другие позитивные новости в мире

Использованы материалы:
https://www.houstonpublicmedia.org/npr/2023/01/24/1151055903/u-s-files-second-antitrust-suit-against-googles-ad-empire-seeks-to-break-it-up/
https://www.cnbc.com/2023/01/24/doj-files-second-antitrust-lawsuit-against-google.html

 2