Одним из важных событий Петербургского международного форума (ПМЭФ) в этом году стало обсуждение новых категорий товаров, которые могут попасть под маркировку. Среди них икра, автомобильные масла, детские игрушки и ветеринарные препараты.

Глава Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы цифровой маркировки «Честный знак») Михаил Дубин заявил о готовности маркировать ветеринарные препараты. По его мнению, обоснованно вводить маркировку этой продукции наравне с фармацевтической, но этот вопрос относится к Минпромторгу.

«Есть ветеринарные препараты, есть пересечения с человеческими. А если говорить про пищевую цепочку, про качество и безопасность, конечно, здоровое стадо – значит, более качественное молоко. Поэтому какие препараты даются, всем ли они соответствуют нормативам, требованиям – это, конечно, важный аспект», – сказал Михаил Дубин.

Система цифровой маркировки была введена в России в 2019 году. Она распространяется на молочную продукцию, упакованную воду, лекарства, табак, обувь, товары легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты, электронные средства доставки никотина и жидкости для них. В настоящее время также происходит поэтапное введение маркировки пива и слабоалкогольных напитков, биологически активных добавок к пище, антисептиков, медизделий, безалкогольных напитков и соков, кресел-колясок, детской воды.

Безусловно, маркировка – это один из важных шагов по достижению безопасности, так как с ее помощью удается бороться с подделкой и контрафактной продукцией. Особенно это заметно на маркировке лекарств. Существуют разные виды маркировки лекарств, которые отличаются по способу нанесения, уровню защиты и виду хранения информации. Например:

Товарный знак. Позволяет дифференцировать фармпродукцию от товаров конкурирующих холдингов и предприятий.

Штрихкод. Специальное кодовое значение, которое содержит подробные сведения о физико-химических особенностях товара и его стоимости.

Знак качества. Свидетельствует о том, что фармпродукция полностью соответствует утвержденным стандартам.

Контрольно-идентификационный знак (КИЗ). Двумерный код Data Matrix, который содержит уникальный идентификатор лекарственного средства и позволяет отслеживать его движение по всей цепочке оборота.

Маркировка может наноситься прямым способом (когда КИЗ наносится непосредственно на сам товар), встроенным (КИЗ встраивается в изделие на этапе производства) и дополнительным (КИЗ наносится на бирки, наклейки и другие носители информации). Уровень защищенности идентификационных знаков может варьировать от открытых элементов защиты (когда они могут быть проверены невооруженным глазом) до скрытых и судебных элементов (для проверки которых необходимо специальное оборудование или проведение лабораторного анализа).

Упаковка тоже важна для лекарственной безо­пасности, потому что она защищает лекарства от внешних воздействий, таких как свет, влага, температура, загрязнение и т.д.