В то время, как наша страна ведет специальную военную операцию, в Чите прошел юбилейный Забайкальский международный кинофестиваль. По заверениям поддерживающих мероприятие деятелей, «эти события не отменяют друг друга».

Кинопраздник с «багуловой дорожкой» (аналог красной ковровой дорожки) продолжался в столице Забайкалья шесть дней. По словам организаторов мероприятия, это уникальное кинематографическое событие, поддерживающее культуру, традиции и даже этнографические особенности региона. Занимательно, но не совсем очевидно, как иностранные киноленты влияют на эти самые особенности.

В конкурсную программу тем не менее попали фильмы производства Китая, Бразилии, Сербии, Иордании, Турции, Германии, Франции, Сингапура, Республики Корея… и США. Отметим, в пояснительных материалах к открытию фестиваля было сказано, что участие этих стран дает возможность забайкальцам познакомиться с шедеврами зарубежного кинематографа и увидеть на большом экране те картины, которые нигде больше не доступны.

Остановимся отдельно на творении выходцев из США. К слову, в пресс-релизах фестиваля об участии американских коллег не говорилось вовсе: видимо, все же не хотели привлекать к этому факту всеобщее внимание «раньше времени». Но полнометражка была не просто показана гостям фестиваля, а даже метила на лидерство в конкурсе молодежных фильмов «Новый взгляд». Кроме того, кинолента из недружественных Соединенных Штатов Америки – «Инопланетяне похитили моих родителей, и теперь я чувствую себя покинутым» (Aliens Abducted My Parents and Now I Feel Kinda Left Out) Джейка Ван Вагонера участвовала в «международных» состязаниях не впервые. Однако, в конкурсе, проводимом на родном континенте, создатели ленты славы не сыскали. После провала на родной территории, фильм стал доступен широкой аудитории в интернете, то есть, эксклюзивным показ не назовешь. Да и выделить в этом фильме культурный посыл, связанный с Забайкальем, достаточно сложно…

Особенно громко на фоне всего сказанного звучали шесть фестивальных дней звуки беспилотников на территории «братской Украины», которую те самые США, что «кормили» забайкальских зрителей инопланетными фильмами, снабжают оружием. Да что там на территории Украины, на «исконно наших» землях – в Брянской, Калужской и Московской областях – было не совсем спокойно. Однако же, один из местных деятелей, комментируя проведение кинофестиваля во время идущей спецоперации, сообщил местному изданию «Вечорка», что «одно событие не отменяет другое».

Оправданием этих слов можно было бы считать «патриотическую» и «этнографическую» направленность фестиваля. Но и здесь появилась загвоздка: лента «местного разлива» — «Гантимур» — конкурсный отбор не прошла. Странно, учитывая «региональный вектор» кинофестиваля. Поясним, Гантимур – участник ключевого события в истории России XVII века – пограничного размежевания с Китаем в Забайкалье. Переход тунгусского князя Гантимура, роду которого принадлежали земли на реках Ингода, Шилка и верховьях Амура, под руку русских царей и принятия православия, сыграло большую роль в деле закрепления упомянутого региона за Россией. Однако, такие исторические факты для оргкомитета оказались не столь весомыми, «традиционными» и «культурными», как инопланетные сказки американских режиссеров.

Интересно это сравнение и на фоне того факта, что, по словам первых лиц нашего государства, основной «упор» антироссийской политики сейчас делается на молодежь. И именно в «молодежной» номинации появляется тот самый американский фильм. Где ни слова ни про семейные ценности, ни про культуру, ни про искусство, защищать которые пытается наше государство.

Можно ли в данном контексте считать включение американской ленты с не самой светлой фестивальной историей в программу провинциального кинофестиваля чем-то значимым? Определенно. Только вот в чем значение? В попирании принципов здравого смысле, патриотики? Ну или это просто верх лицемерия и цинизма…

Вернемся снова к «нашему» кино про Гантимура. По информации «Вечорки», председателя правления ассоциации инициативных граждан по содействию сохранения и развития этнографической культуры Сибири «Забайкальское Землячество» Виктора Шкулева, который по совместительству является председателем оргкомитета фестиваля,  умоляли включить картину хотя бы во внеконкурсную программу фестиваля. Но никакие уговоры не подействовали, а причина отказа так и осталась не раскрытой.

Заметим при этом, что сам Виктор Шкулев, назначенный на высокий пост для «сохранения этнокультуры Сибири и Забайкалья», продолжает при этом продвигать издания американского холдинга Hearst — Esquire, Harper’s Bazaar, Good Housekeeping, Cosmopolitan и Men’s Health. Такая вот патриотика, история и этнография Забайкальского разлива.