Спрос на новые легковые автомобили в России вырос на 36,9% в первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Однако этот рост может быть сдержан к осени из-за укрепления курсов валют, на которые закупаются машины и комплектующие к ним.

По данным Банка России, с начала года рубль ослаб к доллару на 8,5%, к евро – на 7,4%, к юаню – на 6,9%. На 4 июля 2023 года официальный курс доллара составил 89,3255 рубля, евро – 97,2582 рубля, юаня – 12,2923 рубля. По прогнозам Минфина РФ, средний курс доллара в 2023 году составит 88 рублей, евро – 96 рублей.

Такая динамика валютных курсов не может не отразиться на ценах на автомобили, которые в большинстве своем импортируются из-за рубежа или собираются из импортных комплектующих. По словам гендиректора «Автодома» Андрея Ольховского, сейчас почти все китайские компании занимаются расчетами для обновления цен на машины. «Я думаю, что рост курса доллара/евро/юаня будет заложен в цены в течение двух месяцев. Китайские компании более жестко подходят к этому вопросу, чем европейские. По моим ощущениям, рост цен будет находиться в диапазоне 8–12%», – говорит топ-менеджер.

Первая реакция рынка будет негативной, но практика последних двух лет показала, что за 1–2 месяца происходит адаптация к новым ценам и новой реальности, добавил он. В первую очередь, рост стоимости закупок может сказаться не на рекомендованной производителем розничной цене (РРЦ), а на сокращении скидок и отмене акций, которые набрали обороты в первой половине года, выяснили «Ведомости», опросив автодилеров, производителей и экспертов.

По данным АЕБ, средняя РРЦ нового легкового автомобиля в России составила в июне 2023 года 1,8 млн рублей, что на 2,9% выше, чем в мае. Однако средняя скидка на новый автомобиль в июне составила 11,5%, что на 0,5% больше, чем в мае. Таким образом, средняя фактическая цена продажи нового автомобиля в июне была на уровне 1,6 млн рублей.

Если же курс рубля продолжит ослабевать, то скидки могут быть сокращены или отменены, а РРЦ может быть повышена. Это приведет к тому, что средняя фактическая цена продажи нового автомобиля может вырасти до 10% к осени. Например, если РРЦ повысится на 10%, а скидка снизится до 5%, то средняя фактическая цена продажи нового автомобиля составит 1,71 млн рублей, что на 6,9% больше, чем в июне.

Такое повышение цен может отпугнуть часть покупателей, которые не готовы переплачивать за новый автомобиль или не могут получить кредит на выгодных условиях. По данным Аналитического агентства «Автостат», доля кредитных продаж новых легковых автомобилей в России в первом полугодии 2023 года составила 54%, что на 2% больше, чем в аналогичном периоде 2022 года. Однако ставки по автокредитам также зависят от курса рубля и могут повышаться в случае его ослабления.

По мнению экспертов, рост цен на новые автомобили может также способствовать увеличению спроса на подержанные машины, которые станут более доступными для покупателей. По данным Автостата, продажи подержанных легковых автомобилей в России в первом полугодии 2023 года выросли на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составили 3,1 млн единиц.