Нам президент разрешил —  утверждают неизвестные лица, пытаясь разрушить здание 1896 г. постройки, находящееся возле строящегося МЦД 3 г. Москвы. Кто и зачем создает «точку напряжения» между властью и бизнесом во время, когда страна консолидируется, разбиралась редакция.

Право частной собственности охраняется законом.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Статья 35 Конституции РФ

16 марта 2022 год во время совещания о мерах поддержки регионов президент РФ В. В. Путин особо отметил, что в целях обеспечения устойчивой, ритмичной работы экономики следует обеспечить максимальную предпринимательскую свободу и поддержку деловой инициативы.

Однако, по всей видимости, эта президентская инициатива отдельными власть имущими или не воспринимается принципиально, или воспринимается через особую призму. Особенно, когда на кону стоят свои личные интересы.

20 марта 2019 года на официальном сайте Мэра Москвы опубликован анонс о планируемом запуске третьего маршрута Московских центральных диаметров. Запуск линии планировался в конце 2021–начале 2022 года. 12 марта 2020 года там же, на сайте Мэра Москвы, озвучены новые сроки — конец 2022 года. Как же так вышло, что к июлю 2023 года МЦД-3 так и не введён в эксплуатацию?

Строящаяся ветка пролегает через территории, на которых находится множество зданий и сооружений, находящихся в частной собственности. На такой случай законодательство предусматривает, что согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ и ст. 49 ЗК РФ изъятие осуществляется в исключительных случаях, предусмотренным законом, в том числе для строительства объектов транспортной инфраструктуры при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.

В такой ситуации оказалось и общество с ограниченной ответственностью «Красный Дракон», которому принадлежат здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лобачика, д. 14, стр. 1Б и стр. 1Г помещение II. Они, среди прочих, оказались в числе объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях реализации участка Крюково — Раменское МЦД-3 в соответствии с распоряжениями Росжелдора от 21.02.2022 № АИ-121-р, АИ-122-р.

И вроде бы понятна цель изъятия — Москве объективно нужно развитие пассажирской инфраструктуры. И законодатель обеспечил механизмы справедливого соблюдения балансов частных и публичных интересов. Но дьявол, как обычно, кроется в деталях.

В начале марта 2023 года с собственником здания на связь вышел представитель московской дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» Дмитрий Сергеевич Морочко для разработки соглашения о выкупе имущества, в том числе, о его цене. При этом, предложение, выдвинутое собственнику, оказалось вызывающим образом оторванным от рыночных реалий. Так, оценка строения 1Б оказалась в несколько раз ниже рынка, а за строение 1Г, помещение II при кадастровой стоимости 42 миллиона рублей РЖД оказалось готово заплатить восемь тысяч рублей!

Красноречивый факт: уведомление якобы от Московской железной дороги в ООО «Красный Дракон» поступило 29 июня 2023 г. в виде прилепленной на пожарную эвакуационную лестницу бумажки ПОСЛЕ бульдозерных бесчинств и отсыпки насыпи, приведшей к разрушению стены 1Г, помещение I! Спохватившись, кто-то попытался прикрыть свои действия задним числом. Уведомление, которое не содержало ни реквизитов конкретного земельного участка, ни сведений об основаниях правообладания этим участком, ни информации о должностном лице, которое бы это «уведомление» составило. Безликая бумажка содержала лишь номер сотового телефона, зарегистрированного, как ни странно, в Белгородской области. При этом, адрес здания не отнесён к предприятиям железнодорожного транспорта.

Примечательно, что еще 12 апреля 2023 г., к соседнему зданию, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Лобачика, д. 14, стр. 1Г, помещение I, находящемуся между зданиями 1Б и 1Г помещение II, принадлежащими ООО «Красный Дракон», приехала строительная бригада с экскаватором. И несмотря на то, что у зданий имеется смежная стена, несущие конструкции, общие коммуникации, в том числе, силовые электрические, рабочие, по всей видимости аффилированные с генподрядчиком МЦД-3 ООО «ОСК 1520», в нарушение требований статьи 55.31 Градостроительного кодекса РФ, регулирующей осуществление сноса объекта капитального строительства, приступили к демонтажу здания. В результате такой небрежности по стене строения 1Б, принадлежащего ООО «Красный Дракон», пошла трещина. Фактически, попытка сноса здания создала реальную опасность для жизни и здоровья как находившихся в строении 1Б, так и самих строителей. Технической экспертизы безопасности производства работ по сносу строения 1Г не выполнялось, в связи с чем нет уверенности в отсутствии риска полного обрушения строения 1Б.

Собственник здания неоднократно обращался в правоохранительные органы для предотвращения противоправных действий в отношении своего имущества, однако натолкнулся на формалистский подход. Органы прокуратуры два месяца пытались разобраться в собственной подведомственности, переадресовывая обращение представителя ООО «Красный Дракон» между территориальным органом и транспортным подразделением, без видимых признаков применения мер прокурорского реагирования.

При таком попустительстве государственных структур, 29 июля строительная техника вновь появилась на территории ООО «Красный Дракон». На этот раз рабочие, по всей видимости, действовавшие в интересах ООО «ОСК 1520», приступили к монтажу песочной насыпи для укладки железнодорожных путей МЦД-3 в непосредственной близости от строящегося здания 1Г, помещение II. Здания, которое сохраняется в частной собственности ООО «Красный Дракон». Здания, которое так и не было выкуплено Федеральным агентством железнодорожного транспорта. В ходе производства работ и в их результате стена этого здания обрушилась по всей длине соприкосновения с возводимой насыпью. Приехавшая на вызов следственно-оперативная группа наблюдала, как в результате деятельности строителей обвалилась стена длиной в 30 метров, но ограничилась осмотром места происшествия и сообщила, что материал проверки будет передан в отдел полиции по территориальной подследственности.

И тут возникает закономерный вопрос: это безрассудство или умысел подрядчика ООО «ОСК 1520», направленный на снижение рыночной стоимости собственности ООО «Красный Дракон», выкуп которой всё ещё не состоялся? Что это, разовая акция, инициативно предпринятая отдельной строительной бригадой, или сложившийся порядок «решения вопроса» при отказе собственника продать имущество по бросовой цене? Чем ближе срок запуска, тем меньшее значение будут иметь законы для РЖД и их подрядчиков, лишь бы не иметь бледный вид перед градоначальником? А требовалось всего лишь ПО ЗАКОННОЙ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЕ предложить владельцу здания  — ООО «Красный дракон», его выкуп и согласовать этапы демонтажа. Так может, еще не поздно учесть ЗАКОННЫЕ интересы  собственника? Или работники и покровители неизвестной «бригады» с бульдозером, незаконно посягнувшими на объект частной собственности, предпочитают давать объяснения в правоохранительных органах, а потом возмещать ущерб от своих действий по решению суда?  А если бы в результате их «работы» пострадали люди? Это, господа на бульдозере и их покровители, уже уголовная ответственность.   

Кстати, жители района задаются вопросом, насколько в принципе безопасна строящаяся магистраль. Предусмотренные строительными нормативами шумозащитные экраны, расстояние от путей и высоковольтных электропроводов до ближайших зданий менее предусмотренных санитарными нормами — всё это отвергнуто в угоду «экономической эффективности» проекта?

Опасение вызывает и конструкция подпорной стены железнодорожной насыпи. Возведённая более 20 лет назад, сможет ли она выдержать вновь построенную инфраструктуру? Ежегодно из новостей мы узнаём об очередном крушении поезда при разрушении насыпи под железнодорожными путями. Неужели в погоне за соблюдением (очередных) обещанных сроков подрядчик готов действовать без оглядки на конституционно гарантируемую неприкосновенность частной собственности, и, сверх того, ставя под угрозу человеческие жизни? Неужели неспособность адекватно оценить свои возможности, как организационные, так и финансово-экономические, повлечёт трагедию?

Ответ на этот вопрос, по всей видимости, подрядчик самостоятельно найти не в силах.  Хочется верить, что в этом ему поможет Следственный комитет Российской Федерации и Ростехнадзор, запросы в которые в этой связи были направлены редакцией.

Мы следим за развитием событий.