Регионы начали переориентировать промышленность под нужды армии. Территории, на которых находятся производства ОПК, нарастили объёмы выпуска. В основном речь идёт о выпуске носилок, спальных мешков, экипировки и берцев. Практически в каждом регионе есть производство вещей и обуви, поэтому создается впечатление, что выпускают в основном эту продукцию. Хотя на самом деле фокус — на тяжелом машиностроении. Подробнее – в материале «РР».

ЛЕГКОПРОМ

Региональные предприятия начали перестраивать свою работу под нужды армии. Как правило, речь идёт об увеличении производства на заводах ОПК и их перепрофилировании, что позволяет выпускать востребованную вооруженными силами продукцию — спальные мешки, экипировку и другое. Так, со II квартала 2022 года крымские предприятия на 35–40% увеличили объёмы производства для гособоронзаказа. Всего в регионе работают 19 предприятий ОПК. Предприятия ОПК наращивают мощности и в Марий Эл, в республике выросло количество таких организаций более чем в 5 раз.

Практически в каждом регионе страны налажено производство легкой промышленности, поэтому логично, что регионы активно говорят о переориентации именно этих заводов. Из-за возросшего спроса предприятия лёгкой̆ промышленности Марий Эл расширили ассортимент выпускаемой̆ продукции, например, за счёт спальных мешков. Их выпуск уже запустили на двух местных заводах ­— «Мягкость» и «Йолочкa».

23 предприятия Челябинской области перешли в режим мобилизационного задания. Например, обувная фабрика «Юничел» начала шить берцы, приближенные к армейским стандартам, а также тёплые сапоги, которые включили в комплекты для мобилизованных. Увеличились объёмы производства и Кусинской обувной компании — речь также об армейской обуви. Спальные мешки для военнослужащих производят на мощностях «Уфалейского трикотажа», ТД «Полимера», Миасской швейной фабрики и других. Эти предприятия могут рассчитывать на поддержку от региона.

Заводы Орловской̆ области готовы наладить изготовление продукции, которая нужна Вооруженным силам РФ, отметили в региональном департаменте промышленности и торговли. Предприятия уже получают информацию о потребностях армии, например, в вещах и предметах первой̆ необходимости.

В Оренбургской области функционируют два предприятия ОПК и 19 заводов, которые участвуют в выполнении гособоронзаказа. Предприятия легкой промышленности в регионе также переориентировали своё производство под нужды армии. Заводы наладили изготовление спальных мешков, бушлатов, бельевого трикотажа.

В Ульяновской области предприниматели уже настроили производства и отшили спальные мешки, термобельё, балаклавы, армейские рюкзаки, теплые вещи, мягкий инвентарь и другие нужные в походном быту вещи.

В Калужской области есть заводы и ИП, которые готовы заниматься экипировкой и снаряжением. Но в некоторых регионах бизнес быстрее реагирует на запрос со стороны государства. Один из крупнейших производителей одеял и подушек «Бел-Поль» сейчас пробует выпускать бескаркасные носилки и военные баулы. Уже есть заказ для Курской и Белгородской областей.

На астраханском судостроительном заводе «Лотос» изготовили печи-буржуйки для мобилизованных. Весь коллектив завода считает, что сейчас необходимо помогать тем, кто защищает нашу родину.

ТЯЖЕЛАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Военные действия проходят за счёт техники, а не людей, поэтому фокус внимания приходится сегодня на тяжёлое машиностроение: это танки, ракетные системы залпового огня, беспилотники, патроны и ракеты. Такое производство в основном находится за Уралом: Челябинская, Свердловская области и другие.

Каких-либо цифр о производстве военной техники в открытом доступе нет. С начала СВО прекратили работу интернет-сайты ряда оборонных предприятий. Этому, предположительно, две причины: обеспечение безопасности от кибератак и временное прекращение приёма сторонних заказов, ввиду 100%-ой загрузки по контрактам Минобороны. Но российский ОПК начал оперативно поставлять армии современную продукцию.

Недавно вице-премьер Юрий Борисов заявил, что оборонно-промышленный комплекс России в полном объёме закрывает потребности Минобороны в высокоточных ракетах, которые обеспечивают доминирование в бою, и зенитных ракетах для современных комплексов ПВО, способных сбивать залпы HIMARS. Темпы их производства сегодня наращивают на одном из ведущих предприятий по разработке высокоточного оружия для Военно-морского флота и Воздушно-космических сил России – научно производственном предприятии «Регион».

Уральский федеральный округ — это 40% российского ОПК, там трудовая мобилизация началась гораздо раньше, чем военная.

На миасским заводе «Урал» корпорации «Русские машины» создали автомобиль Урал-63704 «Торнадо-У» с  грузоподъемностью в 16 тонн. На крыше кабины находится защищенная турель для пулемётчика, а в остеклении дверей имеются амбразуры с заслонками для использования личного стрелкового оружия. Российские военные уже используют в зоне проведения специальной военной операции эти бронированные автомобили с колесной формулой 6х6.

Военный дивизион пермских «Мотовилихинских заводов» увеличил выпуск обновленных систем залпового огня РСЗО «Торнадо-С», которые хорошо зарекомендовали себя за время спецоперации. Перед началом СВО в армии их было 20 единиц, сейчас гораздо больше.

«Мотовилихинские заводы» являются разработчиком и единственным в России производителем боевых и транспортно-заряжающих машин из состава реактивных систем залпового огня типа «Град», «Смерч» и их модифицированных версий «Торнадо-Г», «Торнадо-С».

«Уралвагонзавод» доказывает – производство танков возможно и в условиях санкций. Предприятие уже отгрузило для нужд спецоперации несколько партий самых современных из серийных русских танков — Т-90М.

Также на фронте появилось большое количество новых беспилотников. В Забайкалье запустили производство таких аппаратов. Первая тестовая партия уже передана в армию. Планируется произвести ещё 50 экземпляров. Предприятия региона вскоре начнут выпуск деталей для ремонта военной техники, в частности двигателей, стартеров, коробок передач.

Предприятие из Башкирии выпустило бронированный стальной автомобиль для перевозки бойцов. Коллектив подготовил к отправке ещё три автомобиля УАЗ, прекрасно зарекомендовавших себя в сложных условиях.

Аналогичная ситуация в Курской области. На нужды Минобороны готово работать 21 предприятие. Так, Курский аккумуляторный завод выпускает более 300 наименований изделий как для гражданских целей, так и для военных. Из всего объёма доля военных заказов увеличилась практически втрое, иногда достигает 50%. Аккумуляторы идут на тяжелые военные машины, к примеру, на «КамАЗы» и «Уралы».