Министерство транспорта России согласовало с тремя авиакомпаниями — «Аэрофлотом», «Уральскими авиалиниями» и iFly — выделение средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на приобретение самолетов у западных лизингодателей. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в Минтрансе. Целью этой меры является вывод самолетов из реестров Бермуд и Ирландии, что позволит российским авиаперевозчикам летать на них за рубеж.

По данным газеты, «Аэрофлот» согласовал выкуп 18 среднемагистральных самолетов Airbus A320neo и A321neo у ирландской компании AerCap, «Уральские авиалинии» — 19 самолетов Airbus A320neo, A321neo и A321LR у различных собственников, iFly — три широкофюзеляжных Airbus A330-300 у американской Air Lease Corporation. Стоимость этих сделок может составить до 96 миллиардов рублей, оценила аналитик Telegram-канала «Мои инвестиции» Елена Сахнова.

На выкуп самолетов предусмотрено 300 миллиардов рублей из ФНБ, но, возможно, сейчас доступно не более 100 миллиардов рублей. Авиакомпании надеются рассчитаться с западными собственниками самолетов в рамках страхового урегулирования, которое разрешено санкциями Евросоюза. Переоформление самолетов в российскую собственность позволит избежать рисков приостановки эксплуатации в случае обострения санкционного давления со стороны Запада.

Еще одна авиакомпания — S7 — также не намерена отказываться от возможности госфинансирования, хотя и все еще находится в процессе согласований, рассказали источники газеты. Utair смогла договориться о сделке по девяти своим Boeing 737-800, но решила обойтись без помощи и самостоятельно привлекать средства.

При этом Минтранс потребовал, чтобы те авиакомпании, что получали в 2022 году субсидии и закончили его с чистой прибылью, полностью направили ее на финансирование сделок с лизингодателями. Чистая прибыль S7 за прошлый год превысила 34 миллиарда рублей, Utair получил более 4 миллиардов рублей. «Аэрофлота» требование не коснется, так как он закончил год с убытком в 40,5 миллиарда рублей по РСБУ (без учета корректировки на новый стандарт учета аренды).

Ранее авиакомпании пожаловались, что им может не хватить денег и времени на выкуп западных самолетов. Проблема в том, что Минтранс медлит с распределением средств из ФНБ, предназначенных для оплаты лайнеров. В Бермудском реестре (ВСАА) на конец июня 2023 года осталось 475 российских самолетов.

Эксперты считают, что одна из причин выкупа самолетов у западных лизингодателей — это желание российских авиакомпаний обезопасить себя от возможных санкций со стороны Запада, которые могут затронуть их парк воздушных судов. Переоформление самолетов в российскую собственность позволит вывести их из реестров Бермуд и Ирландии, что даст возможность летать на них за рубеж. Кроме того, выкуп самолетов может быть выгодным с финансовой точки зрения, так как позволит снизить расходы на лизинг и страхование.

Эта мера может привести к развитию отечественной авиационной промышленности, так как часть средств из ФНБ будет направлена на закупку российских самолетов. Также это может повысить конкурентоспособность российских авиакомпаний на международном рынке, так как они смогут использовать свой парк более гибко и эффективно. Однако, есть и риски, связанные с этой мерой. Например, неизвестно, какие условия лизинга будут предложены российским авиакомпаниям. Также неясно, как быстро и успешно будет осуществляться процесс переоформления самолетов в российскую собственность.