Власти России рассматривают возможность введения заградительной пошлины на экспорт всех видов нефтепродуктов в размере $250 на тонну. Такое предложение было выдвинуто Министерством энергетики и Министерством финансов в целях стабилизации ситуации на российском топливном рынке, который испытывает дефицит бензина и дизельного топлива.

По данным источников газеты «Коммерсант», такой вариант обсуждался 15 сентября на совещании у вице-премьера Александра Новака, который курирует энергетический блок правительства. Пошлина будет распространяться на все виды нефтепродуктов, включая бензин, дизельное топливо, мазут, керосин и сжиженный газ.

Однако пошлина не будет касаться добросовестных поставщиков, которые выполняют квоты Минэнерго по поставкам на внутренний рынок. Им будет компенсирована пошлина через обратный акциз на нефть, который составит около $100 на тонну. Таким образом, власти надеются стимулировать нефтяные компании к увеличению объемов переработки нефти и производства нефтепродуктов для внутреннего потребления.

По данным источников “Ъ”, по-прежнему рассматривается и возможность полного временного запрета поставок топлива за рубеж.

Предложение Минэнерго и Минфина вызвало разные реакции у участников рынка. Некоторые эксперты считают, что пошлина может привести к снижению экспорта нефтепродуктов и увеличению их предложения на внутреннем рынке, что положительно скажется на ценах для потребителей. Другие же опасаются, что пошлина может негативно повлиять на конкурентоспособность российских нефтепродуктов на мировом рынке и привести к сокращению доходов нефтяных компаний.

Пока что окончательное решение по введению пошлины не принято. Предполагается, что оно будет обсуждаться на заседании правительства в ближайшее время.

Цены на бензин и дизель взлетели на оптовом рынке России С начала сентября цены на бензин и дизельное топливо на оптовых торгах на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) значительно выросли в европейской части России. Бензин марки АИ-92 подорожал на 9%, достигнув 70,44 тыс. руб. за тонну, а бензин марки АИ-95 — на 2,2%, составив 76,4 тыс. руб. за тонну. Дизельное топливо увеличило свою стоимость на 8,5%, до 73,75 тыс. руб. за тонну.

Основными факторами, способствующими росту цен, являются уменьшение демпфирующего механизма на нефтепродукты в два раза и снижение объемов производства нефтепродуктов из-за плановых ремонтов на НПЗ. Демпфер — это инструмент, который позволяет компенсировать нефтяным компаниям разницу между внутренними и мировыми ценами на нефтепродукты за счет акцизов и пошлин. Ремонты на НПЗ — это процедуры, которые проводятся для обеспечения безопасности и эффективности работы заводов.