Транспорт и логистика, как связующая нить экономики

Президент Евразийской Ассоциации Бизнеса (ЕАБ) Максим Чистяков в беседе с «Регионами России» поделился своим видением вопросов, которые могут быть актуальны в повестке Московского экономического форума в 2023 году. Эксперт считает, что у ЕАЭС есть значительный потенциал для развития, особенно в транспортно-логистической сфере, в котором заинтересованы Китай и Россия. Однако для получения конкретных результатов ещё предстоит значительная работа. Все члены ЕЭАС, включая Киргизию, сейчас нацелены на суверенный путь развития по причине санкций и размежевания с ВТО. Но чтобы делать далеко идущие выводы, необходимо подождать развития ситуации.

Еще в 2016 году на полях МЭФ говорили о возможностях для сопряжения ЕАЭС и экономического пояса «Шелкового пути» (ЭПШП), под которым подразумевается проведение скоординированной политики, направленной на снятие административных, технологических барьеров в рамках создания совместных транспортных коридоров, а также логистических центров. Можно ли сказать, что как раз по этому пути и движется работа в рамках ЕАЭС?

— Идея создания экономического пояса «Шелкового пути» была озвучена ещё председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 года. Россия и Китай скоординировали свои действия в Центрально-Азиатском регионе и приняли решение о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП. Этим решением предполагалось предотвратить конкуренцию двух проектов. Однако через какой-то промежуток времени достигнутые российско-китайские договоренности стали терять набранный темп.

В 2015 году в Москве была предпринята результативная попытка договориться об условиях сопряжения ЕАЭС и «Шёлкового пути» в виде совместного заявления российского и китайского лидеров, которое обозначило первые контуры модели взаимодействия двух проектов.

Сильная сторона договоренностей с Китаем для России заключалась в том, что она подтвердила свой статус влиятельного игрока в центральноазиатском регионе и сохранила авторитет ЕАЭС. Таким образом, российская сторона и её партнёры усиливали свои переговорные позиции и делали ЕАЭС привлекательным союзом для других стран региона, чьи позиции в диалоге с Китаем более слабые.

Сам формат переговоров Москвы и Пекина содержал в себе определенное противоречие: с одной стороны российская сторона стремится к участию в сопряжении через институты ЕАЭС, с другой – договаривается об этом с Китаем на двусторонней основе. Стоит отметить, что до сих пор нет четкой согласованной позиции и стратегии действий, в каком виде должен проходить дальнейший диалог между ЕАЭС и Китаем.

Если говорить в целом, то развитие евразийских транспортных коридоров является важнейшим элементом выстраивания взаимовыгодного международного взаимодействия и открывает широкие возможности для всех.

Транспорт и логистика, как связующая нить экономики, в этих интеграционных процессах играет ключевую роль, особенно в период недружественных действий западных стран. В прошлом году Россия столкнулась с трудностями в этой сфере. Необходимо было проводить целенаправленную работу по выстраиванию новых логистических цепочек и транспортных коридоров взамен сломанных связей. На это ушло какое-то время, но сейчас мы видим, что бизнес смог перестроиться, и данные трудности в какой-то степени позади.

К сожалению, ускорить все процессы по «взмаху одной руки» не представляется возможным в настоящее время. Многое зависит от политического фактора, выстраивания новых форм взаимодействия с дружественными для нас странами и их правительствами.

Но я уверен, что постепенно мы сможем предложить нашим потенциальным партнёрам, не входящим в ЕАЭС, выгодные и перспективные транспортно-логистические решения, тем более, с учетом того, что Договором о ЕАЭС и Планом мероприятий по реализации основных направлений и этапов реализации скоординированной транспортной политики государств ЕАЭС на 2021-2023 годы  предусмотрено развитие данного направления.

— Также в рамках МЭФ депутат парламента Кыргызстана шестого созыва, лидер парламентской фракции «Онугуу-Прогресс» Торобаев говорил, что реальные инструменты воздействия на экономику находятся в руках таких организаций, как ВТО и ЕС. Согласны ли Вы с этим? ВТО нас не спасло ни от санкций, ни от закрытых зарубежных рынков. Даже для нефти и газа. Как Вы думаете, почему мы ещё в ВТО?

— Начнем с того, что такое Всемирная торговая организация (ВТО) и какими функциями она наделена. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений и следит за соблюдением всеми членами организации выполнения этих соглашений. Правила ВТО являются ориентиром для разработки и практического применения национального законодательства в области торгово-экономических отношений. Если брать ЕАЭС и историю его создания, в том числе, разработку, а затем подписание Договора о Союзе, то многое было «перенято» из опыта Евросоюза. Договор о ЕАЭС формировался на базе Соглашений, еще подписанных в рамках ЕврАзЭС,с учетом требований ВТО и уже существующих в рамках этой организации Соглашений. Это такие Соглашения как ГАТТ, ТРИПС, ГАТС и др.  Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями на основе либерализации торговых режимов.

Что касается воздействия ВТО на экономику, то в свете последних политических событий мы видим, что нормы международного права для многих западных государств перестали существовать в одночасье, а для некоторых они и вовсе не существовали, «что хочу, то и ворочу». Санкции, наложенные на Россию, в своем большинстве противоречат правилам ВТО. Отсюда встает вопрос, а нужно ли нам вообще оставаться членами этой организации? Какой смысл?

Мы можем играть по своим торговым правилам, с одной стороны, ведь Советский Союз существовал без членства в этой организации и достаточно успешно. С другой — мы будем отрезаны от мировой торговой системы. Вот и выбирайте.

Сколько времени было потрачено нашей переговорной группой, чтобы Россию приняли в ВТО? Была проделана масштабная работа по приведению национального законодательства в соответствии с требованиями этой организации, и это не один, подчерку, и не два года, а почти 10 лет Россия вела переговоры. И только в 2012 году наша страна стала полноправным членом данной организации. Делайте выводы.

Также надо понимать, что ЕС и ЕАЭС в сегодняшнем виде являются интеграционными объединениями, только первое более интегрировано в Европейское правовое поле. Иными словами, у них всё отрегулировано, они к этому долго шли в то время, как второе всё ещё остается сравнительно молодым объединением. Хотелось бы также отметить, что при создании ЕАЭС многое из наилучшего опыта Евросоюза было заимствовано.

Киргизия является полноправным членом ЕАЭС, и их законодательная база приведена в соответствии с нормативно-правовой базой нашего Союза. Да, у нас всё ещё хватает барьеров, изъятий и ограничений во внутренней торговле, но это касается не только Киргизии, но и других государств-членов Союза. Работа ведётся по данному направлению с участием уполномоченных органов Союза. Также я не вижу большой взаимосвязи влияния ЕС на экономики стран ЕАЭС, это если не брать политическую составляющую и секционную политику западных стран в отношении отдельно взятой страны Союза. Ведь данные санкции бьют сразу по другим государствам ЕАЭС.

Подчеркну, надо стремиться избавляться от импортозависимости и развивать свои производства, стремиться к технологическому суверенитету, в советское время у нас это прекрасно получалось. Что нам сейчас мешает? Может быть, это не быстрый путь, но к этому надо стремиться. Хотелось бы, чтобы все это понимали.

Сможет ли ЕАЭС в будущем заменить ВТО? И при каких условиях?

Если все страны ЕАЭС дружно выйдут из ВТО, то наше интеграционное объединение и страны, входящие в него, смогут существовать, не являясь членами данной организации. Ничего страшного в этом не вижу. В последнее время мы все видим, что политический фактор, корыстные цели и амбиции отдельных западных государств ставятся выше норм международного права.

Но в тоже время не стоит забывать, что вся нормативно-правовая база ЕАЭС в сфере торговли разрабатывалась в соответствии с требованиями ВТО, в том числе, и Договор о Евразийском экономическом союзе. Какой смысл сейчас что-то менять и кидаться «из огня да в полымя»?

Нельзя сравнивать ВТО и ЕАЭС. У этих организаций немного разные цели и задачи. Всемирная торговая организация регулирует правила торговли между своими членами. Евразийский экономический союз это интеграционное объединение, которое осуществляет международную деятельность и создано в целях модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик государств-членов.

Какой положительный итог из происходящего стоит для себя вынести?

Положительный итог вижу один в сложившейся ситуации. Надо сейчас всем объединиться, набраться терпения и сил. У нас сильный и мужественный многонациональный народ, которому исторически не привыкать сталкиваться с подобными трудностями. Не вижу поводов для панического настроения.

И как я уже говорил ранее неоднократно, стоит уделить первоочередное внимание технологическому суверенитету государств Союза. Необходимо стремиться занимать освободившиеся «ниши» продукцией собственного производства. Предпринимательское сообщество должно расценивать это как шанс, который ему представился. И этот шанс надо использовать по максимуму. Для этого необходимо активней включать научные круги в повестку ЕАЭС, это может способствовать ускорению совместно с деловыми кругами внедрения новых технологий не только на территории Союза, но и в третьих странах.

Развитие транспортных коридоров и выстраивание новых логистических цепочек, также как и продовольственная безопасность, тоже важное направление, на которое стоит обратить особое внимание в настоящее время. Кстати, совсем недавно, в начале февраля некоторые из этих вопросов рассматривались на очередном заседании Евразийского межправительственного совета с участием Глав правительств. На заседании были рассмотрены вопросы реализации совместного проекта по осуществлению ускоренных контейнерных железнодорожных и мультимодальных перевозок сельскохозяйственной продукции «Евразийский агроэкспресс». Данный проект уже год  работает и достаточно успешно, нацелен на увеличение объемов поставок и экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Главы правительств поддержали предложение нашего регулирующего органа Союза, Евразийской экономической комиссии о включении в указанный проект перевозок, осуществляемых по международному транспортному коридору «Север – Юг» в направлении Туркменистана, Исламской Республики Иран, Объединенных Арабских Эмиратов и Республики Индия. Как предполагается, в дальнейшем ЕАЭС, намерен расширять проект на страны коридора «Север – Юг»: Иран, Индию, ОАЭ, Туркменистан, Китай. Поэтому, как видите, постепенно процесс идет, мы не стоим на месте. Конечно, может быть, в каких-то направлениях хотелось бы быстрее, но не все в нашей жизни зависит от  сиюминутных желаний.

Напоминаем, что 4-5 апреля 2023 года состоится Московский экономический форум (МЭФ), в рамках которого год от года прорабатываются идеи разумной экономической политики. Холдинг «Регионы России» является информационным партнёром форума.