Казахстан значительно нарастил объемы поставок нефти на мировой рынок, минуя территорию России, в первых трех месяцах 2023 года. Об этом свидетельствуют данные отраслевых источников и агентства Refinitiv.

Такой шаг связан с желанием Астаны снизить свою зависимость от России, которая начала военную операцию против Украины в феврале прошлого года. Казахстан, имеющий самую длинную сухопутную границу с Россией среди бывших советских республик, старается не раздражать своего соседа, но при этом диверсифицировать свои экспортные маршруты.

Президент Касым-Жомарт Токаев отказался признавать аннексированные Россией регионы Украины и ищет способы уменьшить зависимость Казахстана от России, в том числе от ее огромной сети нефтепроводов и портов.

По данным, которые удалось получить Reuters, поставки нефти из Каспийского порта Актау в Баку — основного маршрута, обходящего Россию — выросли до 163 436 тонн в январе-марте этого года по сравнению с 28 875 тонн за аналогичный период 2022 года1.

Государственная транспортная компания Казахстана Kazmortransflot сообщила Reuters, что дополнительно 104 000 тонн нефти были отправлены по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан в январе-марте1. Это второй по величине нефтепровод в мире.

Казахстан также поставляет более 80 000 тонн нефти в месяц в Китай. В прошлом году экспорт нефти из Казахстана по маршрутам, не связанным с Россией, достиг 1,8 миллиона тонн (36 000 баррелей в день), что на 638 000 тонн больше, чем в 2021 году1.

Несмотря на то, что нефть из Казахстана не подпадает под действие западных санкций, в отличие от российской сырьевой продукции, санкции создали проблемы для некоторых казахских товаров.

«Российские порты остаются токсичными для европейских покупателей, поэтому нефтяники играют на безопасном и ищут маршруты, которые не связаны с (нефтепроводной монополией) Транснефть», — сказал западный трейдер, который занимается нефтью из Казахстана.

Основным и наиболее прибыльным маршрутом экспорта нефти из Казахстана по-прежнему остается Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который поставляет продукцию на мировой рынок через российский Черноморский терминал. Поставки по КТК снизились на 1% в прошлом году и составили 51,99 миллиона тонн, но они все еще представляют более 80% от общего объема экспорта нефти из Казахстана.