Казахстан за 2022 год экспортировала 80% своей нефти через трубопроводную систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), связывающую Казахстан с морским портом в районе Новороссийска, в котором нефть загружается на танкеры для отправки на мировые рынки. Об этом 2 марта сообщил казахстанский инвестиционный холдинг «Самрук-Казына».

«Более 80% экспорта пришлось на нефтепровод КТК. По нему сырье доходит до порта Новороссийск, а затем перегружается на нефтетанкеры и поставляется по миру. Среди крупных потребителей — Италия, Нидерланды, Франция», — сообщает пресс-служба фонда «Самрук-Казына».

При этом указывается, что около 13% экспорта проходит по нефтепроводу «Атырау-Самара», а затем поступает в нефтепроводную систему российской «Транснефти». Так сырье доходит, в частности, до балтийского порта Усть-Луга, где перегружается на танкеры и идёт далее в Европу.

Летом 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости диверсификации поставок нефти из республики. Однако казахстанское «черное золото» поступает на международные рынки в большей степени через инфраструктурные проекты, проходящие по территории России, или связанные с ней.

В 2023 году одной из главных альтернатив для поставок нефти Казахстан видит в маршруте, который пролегает в Азербайджан через Каспийское море, а затем по нефтепроводу «Баку — Тбилиси — Джейхан» до турецкого нефтяного терминала в Средиземном море. Но пока объем экспорта по данному направлению составил сравнительно незначительные 3,6%.

Сложившаяся ситуация демонстрирует зависимость экспорта энергоносителей Казахстана от России. При этом в силу масштаба прокачки, в первую очередь нефти по КТК, переориентация поставок на новые маршруты в краткосрочной перспективе не представляется возможной. Но для Астаны остаётся приоритетным развитие альтернатив, включая приоритетный Транскаспийский маршрут.