В современных условиях Россия остро нуждается в высококлассных инженерных кадрах. Недостаток квалифицированных специалистов отрицательно влияет на экономику государства, а в будущем серьезно усилит технологическое отставание нашей страны. Первый шаг к воспитанию инженеров – качественная профориентация. Об этом «Регионам России» рассказали профессор кафедры ЮНЕСКО «Управление качеством образования в интересах устойчивого развития» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Владислав Расковалов и наставник молодых предпринимателей, бизнес-акселератор, основатель успешных проектов в сфере IT, консалтинга и аутсорсинга Елена Галушко.

Владислав Расковалов: «Система образования всегда должна соответствовать тому тренду развития экономики и самой промышленности, гибко реагировать на все вызовы. Если сейчас мы видим, что Болонский процесс только осложнил решение кадровой проблемы, то выходом из ситуации может стать возрождение того, что было у нас, включая те учебные заведения, начиная со школ, связанные с различными производственными отраслями.

Одна из задач системы школьного обучения состоит в расширении трудового кругозора, формировании понимания и значения различных профессий. Вследствие чего школьники будут заинтересованы в приобретении будущей профессии в технической промышленности.

Предрасположенность к той или иной деятельности можно выявить в раннем возрасте. Грамотный подход заключается в комплексной работе родителей, учеников и учителей. Также целостную картину способностей и интересов человека дает анализ психомоторных качеств, которые видны в процессе игры. В этом плане игровые методы полезны. Благодаря им формируется нейронная система, работающая после того, когда мы наполним ее какими-то знаниями. После чего мозг автоматически переключается на более современное, на грандиозное, вплоть до открытия. Важно подобрать ребенку специальную программу, которая готовит его к будущей трудовой деятельности.

Однако после окончания вуза только 25–30% выпускников устраиваются по своей специальности, остальные уходят в другие сферы деятельности. Из-за этого страдает промышленность. Чтобы избавиться от этой тенденции, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого уже 11 год проводит профориентацию на инженерные специальности. Организует конференции с привлечением работодателей. Организует конференции с привлечением работодателей. Но усилий одного вуза мало – в образовательной системе должна быть налажена структурно-следственная и последовательная связь. Именно в таком случае она сможет отвечать современным вызовам и обеспечить страну необходимыми кадрами».

Елена Галушко: «Проблему дефицита инженеров может решить грамотная профориентационная деятельность. Необходимо создать идеологию, в основе которой лежит значимость и авторитет этой профессии и любой другой специальности, которая станет двигателем поступательного развития государства. Привить любовь и интерес к труду легче всего в процессе воспитания. Для этого подойдут игровые технологии.

Современные технологии могут повысить качество профориентации. Наша компания сейчас разрабатывает специальное приложение, при помощи которого в процессе игры ребята лучше узнают о своих предрасположенностях и в нестандартных ситуациях учатся принимать правильные решения. Кроме того, такой вид профориентации улучшает навыки коммуникации у детей. Они учатся формулировать свои мысли, презентовать себя и свои проекты».