По данным консалтинговой компании «Яков и Партнеры», к 2030 году Индия может стать основным потребителем российского угля, как для энергетики, так и для металлургии. Это связано с тем, что Китай планирует снизить свою зависимость от импортного угля в рамках экологической политики. Об этом пишет РБК со ссылкой на исследование компании.

В 2030 году в базовом сценарии проноза доля Индии в российском экспорте будет на уровне 40%; страны Юго-Восточной Азии — на уровне 20-25%; Турция и не входящие в ЕС европейские страны — около 20%; Африка и Ближний Восток — 15% экспорта, Китай — 5%.

При этом в 2023 году Китай был крупнейшим рынком сбыта для российского угля, импортировав 47 млн тонн энергетического и 21,1 млн тонн металлургического угля из России. Индия же заняла второе место по импорту металлургического угля (9,3 млн тонн) и показала наибольший рост спроса. Аналитики также отмечают, что Юго-Восточная Азия может стать перспективным регионом для российского угольного экспорта в будущем. Однако Южная Корея, которая также входит в пятерку основных покупателей российского угля, намерена сократить его импорт до конца 2023 года.

Эксперты называют причиной смены ключевых покупателей российского угля в будущем в первую очередь сокращение спроса на этот вид топлива со стороны Китая, который планирует уменьшить свою зависимость от импортного угля в рамках экологической политики. Китай имеет амбиции по выходу на самообеспечение импортом энергоугля к 2030 году, а основной объем поставок придется на дешевое сырье из соседней Монголии и Индонезии. В то же время, Индия и Юго-Восточная Азия показывают наибольший рост потребления угля, как для энергетики, так и для металлургии, и становятся основными рынками сбыта для российского угля.

Эта смена может иметь разные последствия для российского угольного сектора. С одной стороны, это может означать потерю доходов из-за дисконта в цене на российский уголь по сравнению с мировыми бенчмарками. С другой стороны, это может способствовать диверсификации рынков и повышению конкурентоспособности российского угля за счет качества, логистики и инфраструктуры. Также это может стимулировать развитие новых проектов по добыче и переработке угля в России, а также инвестиции в экологическую безопасность и социальную ответственность угольной отрасли.