Сегодня Россия испытывает острый дефицит профессиональных кадров в самых различных отраслях, прежде всего, это касается промышленных предприятий, в том числе предприятий оборонно-промышленного комплекса. Федеральный проект «Профессионалитет», поддержанный Президентом России, нацелен как раз на решение задачи преодоления нехватки квалифицированных кадров, что является частью государственной политики по обеспечению научно-технического и технологического суверенитета страны. Ключевая инициатива проекта заключается в создании образовательно-производственных кластеров, объединяющих колледжи, другие образовательные профессиональные организации и предприятия реальных секторов экономики.

Какова роль Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) в решении задачи обеспечения кадров для промышленности, какие особенности в образовательном процессе позволяют вчерашнему абитуриенту становиться классным специалистом на производстве? Каким образом обеспечивается его качественная подготовка через предлагаемые университетом образовательные программы, как учитываются требования со стороны производства к его будущим работникам?

На эти и другие вопросынашего журналаотвечает исполняющий обязанности ректора РГППУ Валерий Дубицкий. 

– Валерий Васильевич, в чем заключаются отличительные особенности подготовки специалистов именно в Вашем университете?

– Наши студенты получают многостороннюю подготовку: это инженерно-педагогическая профессия, модуль психолого-педагогических компетенций и, дополнительно, рабочая специальность. Мы убеждены, что наш выпускник должен не только сам глубоко понимать производственный процесс, но и уметь методически грамотно преподавать его основы молодым людям, «заходящим» в профессию, и при этом, кроме всего, обладать компетенциями воспитателя. В этом и заключается принципиальная отличительная формула подготовки в РГППУ. 

Наши выпускники работают на предприятиях и в организациях реального сектора экономики – 40% от всех трудоустроившихся выпускников 2022 года, в организациях СПО, ВО и ДПО – около 38%. Нужно помнить, что часть ребят продолжают свое обучение в магистратуре и аспирантуре, идут служить в ВС России, находятся в декретном отпуске.

Любая образовательная программа в университете специально «настраивается» на специфику работодателя, т.е. мы стремимся обеспечивать соответствие содержания образовательных программ набору компетенций, необходимых выпускнику на будущем рабочем месте.

Кроме образовательных программ высшего образования в университете реализуются программы среднего профессионального образования, где доля практикоориентированных дисциплин уже сегодня достигает 75% от всего учебного плана. Предприятия выходят к нам с просьбой проведения обучения своих работников по программам наставничества, расширения адаптационных практик, требующих специального психолого-педагогического образования. Мы активно им помогаем в этом.

Но главную свою цель мы видим все-таки в подготовке квалифицированных преподавателей для сферы среднего профессионального образования, прежде всего для тех, кто вошел и входит в проект «Профессионалитет», тех, кто задает активность в развитии образовательно-производственных кластеров на предприятиях – участниках проекта.

В целом университет сосредотачивается в своей деятельности на решении триединой задачи: профессиональном стимулировании и профориентации; «затачивании» программы обучения под конкретного работодателя; разработке и реализации образовательных программ исключительно с участием индустриальных партнеров.

– Другими словами, у РГППУ есть уникальный потенциал и все возможности для удовлетворения потребности предприятия в подготовке кадров наставников, а также будущих преподавателей колледжей и мастеров производственного обучения. Они смогут обмениваться полученным опытом, повышать свой уровень подготовки. Готов ли РГППУ стать площадкой по отработке образовательных методик?

– Безусловно – да. РГППУ сегодня имеет проект научно-образовательного полигона по разработке и апробации содержания подготовки профессионально-педагогических кадров для системы среднего профессионального образования формата «Мастер 2.0» и готов стать федеральной площадкой «Профессионалитета», но нас пока не услышали. Но ведь именно наш университет способен и создает новые образовательные методики, позволяющие обновить содержание подготовки профессионально-педагогических кадров для системы СПО России. Используя производственную базу предприятий и создаваемых образовательно-производственных кластеров, мы могли бы значительно быстрее продвинуться с коллегами в решении задачи формирования нового «Мастера».

Весной этого года на нашей базе прошла большая конференция по подготовке кадров для предприятий Уральского региона с участием директоров по персоналу крупных промышленных предприятий. Именно университет выступил инициатором и организатором мероприятия, а нас убедительно поддержали предприятия!

Замечу, что есть определенная проблема диалога с некоторыми колледжами региона. Как пример для данного утверждения, явилось проведение Министерством образования и молодежной политики Свердловской области в конце прошлого года совещания на нашей площадке с участием руководителей организаций СПО региона. По его завершении мы предложили посетить нашим гостям Технопарк, в неформальной обстановке обсудить стоящие перед нами проблемы подготовки кадров для системы СПО. Из 88 руководителей, присутствующих на совещании, пожелали остаться лишь 13 человек. А спустя какое-то время на предложение принять участие в ярмарке вакансий, организованной университетом, откликнулось целых два колледжа!

– Насколько применимы Ваши методики в целом для проекта «Профессионалитет», ведь в нем представлены различные отрасли и предприятия? Их набор идентичен, например, для ТЭК и машиностроения?

– Я бы говорил об универсальности, а не идентичности таких методик, которые позволяют создать новое содержание обучения, делая упор на практикоориентированность, и укорачивать срок освоения программы. И неважно, какое предприятие и какой отрасли в этом участвует, ТЭК, машиностроение или что-то иное.

Здесь важно различать инженерное и инженерно-педагогическое образование, оценивать роль именно инженерной педагогики в подготовке кадров для промышленного производства или преподавателей колледжей, заточенных под конкретную отрасль. Например, УрФУ готовит высококвалифицированных инженеров, но педагогическая составляющая не представлена в подготовке так, как это видим мы. Будущий инженер настраивается на работу с механизмами, а вот с «живыми» людьми еще предстоит научиться работать. Эту особенность в образовании следует учитывать в профессиональной подготовке, что, не сомневаюсь, придаст новый дополнительный импульс для решения проблемы качественной подготовки кадров. РГППУ готов к совместной работе, ведь в этом случае преимущества сторон будут объединены, а результат не заставит ждать.

– Крупные IT-компании заключают соглашения с вузами, делают совместные образовательные программы, сами готовят для себя кадры. Применим ли такой подход в промышленности?

– В свое время инициатором подготовки кадров для своих «нужд» стал Корпоративный университет Сбербанка. Его примеру, например, последовал Технический университет УГМК. Теперь таких корпоративных университетов достаточно много. Мы слышим от корпораций, что им проще профинансировать создание собственного вуза, заточенного для подготовки кадров для отрасли, чем перестроить для этого, хотя бы частично, целый государственный университет. И преподаватели идут, ведь им предлагаются лучшие условия труда и часто – более высокая заработная плата. Этот процесс получил развитие, потому что корпорации не получали должной отдачи от взаимодействия с «инерционной» государственной образовательной системой.

Но опыт лучших мировых университетов говорит о другом! Они идут по пути т.н. «замкнутого цикла», в котором, наряду с образованием и исследовательской деятельностью, осуществляются производственные процессы, на которых и апробируются различные инновационные технологии, перед тем как быть тиражированными в промышленности.

IT-компании всегда дадут своим специалистам лучшие условия труда и заработную плату, чем в университете. Соревноваться в этом образовательным организациям вряд ли имеет смысл, но работать над конфигурацией образовательных программ, востребованных в IT, необходимо вместе с университетами. Ведь кроме узких профессиональных компетенций существуют универсальные компетенции. И их никто для таких специалистов не отменял. Это единственный путь, который приведет к решению проблемы качественной подготовки кадров с «человеческим лицом» для данной отрасли. Вы понимаете, о чем я говорю.

Сегодня хорошее время для созидания, отработки новых сюжетов подготовки кадров для промышленных предприятий, особенно в фокусе проекта «Профессионалитет». Мое предложение – давайте осуществлять более глубокую и разностороннюю координацию усилий различных университетов и предприятий-работодателей. В этом наш взаимный интерес! И это особенно важно в такие переломные моменты, которые страна переживает сегодня.

Новые кадры для новой экономики – именно они востребованы сегодня и будут определять лицо российской экономики в ближайшем будущем.