Грузинские власти полностью прекратили поставки автомобилей в Россию, включая транзит из Армении, сообщает газета «Коммерсант». С 1 августа Тбилиси запретило экспорт и реэкспорт в РФ произведенных на Западе машин с двигателем объемом 1,9 литра и выше, а также гибридных и электрических автомобилей. Запрет распространяется на все пограничные переходы, в том числе на пост Верхний Ларс, через который осуществлялся транзит из Армении.

По данным издания, Грузия начала создавать трудности для транспортировки авто еще до 1 августа. Учредитель компании «Автодегустатор» Арарат Мардоян отметил, что с марта транзит через Грузию стал неприемлемым, особенно для дорогих автомобилей. Также возникли проблемы с финансовыми переводами. Мардоян предсказывает, что ситуация будет ухудшаться, и осень принесет больше негативных новостей относительно санкционных товаров.

По данным грузинского статистического управления, за первые полгода 2023 года из Грузии в Россию было экспортировано почти 4 тысячи машин стоимостью более 50 млн долларов. Это примерно в четыре раза больше, чем за аналогичный период 2022 года. Однако еще существеннее вырос экспорт в Армению — почти в 12,5 раз, то есть более 10 тысяч штук. Это связано с тем, что российские экспортеры использовали обходные пути: завозили автомобили в Грузию, перевозили их в Армению, там растаможивали и отправляли в Россию через погранпереход Верхний Ларс.

По данным аналитического агентства «Автостат», в июле 2023 года на российский рынок поступило около 40 тысяч подержанных иномарок. Из них около 6 тысяч были завезены из Армении. Таким образом, каждый шестой автомобиль с пробегом приезжал в Россию через Грузию.

Грузинский запрет на транзит автомобилей вызван желанием Тбилиси поддержать европейские и американские санкции против России. Однако это может негативно сказаться на экономике Грузии, которая получала доходы от транспортировки и растаможки машин. Кроме того, это может ухудшить отношения между Грузией и Арменией, которая является стратегическим партнером России в Южном Кавказе.

Возможно, после запрета в Грузии, автомобили будут ввозиться через Казахстан или Киргизию. Но грузинский запрет на цены не повлияет на стоимость автомобилей. Большее влияние оказывают слабый рубль и увеличенный утильсбор, пишет «Коммерсант».

Также возможно, что экспортеры найдут другие пути доставки автомобилей в Россию, например, через Казахстан или Киргизию¹. Поэтому грузинский запрет может быть временным и не существенным фактором для российского рынка подержанных автомобилей.