Мы живем в мире, который быстро меняется. И то, что раньше приносило стабильный доход, постепенно может начать приносить только убытки. Поэтому предпринимателей интересует сегодня только один вопрос: на чем заработать? Об этом и не только в своей авторской колонке для «Регионов России» рассказал предприниматель, президент «Первой патентной компании» Анатолий Аронов.

Общее состояние бизнес-среды России на 2023 год имеет ряд особенностей. Если избегать торжественных формулировок, ситуация сейчас сложная. Рынок сжался. Идет повышение цен из-за изменения стоимости валюты и логистики. У многих людей на фоне спецоперации и санкций уменьшилось и понимание перспектив бизнеса. Оценка будущего планирования сократилась с месяцев до недель. И в таких условиях государство вынуждено думать о сохранении экономики.

Хотя всегда и при любом политическом курсе и состоянии экономики есть люди, готовые искать свою независимость. Цифровизация и автоматизация приводят к повышению контроля и сужению направлений для запуска собственного дела. Молодые люди, выбирающие между высокотехнологичным трудом и ручным, имеют разные перспективы. Хотя главное – получить профессию, которая будет приносить реальный доход.

Но что мы видим на рынке труда? Постепенно исчезают языковые профессии. Переводчики останутся, но участие искусственного интеллекта меняет эту сферу. Задача любого производителя – упростить использование товара потребителем. Зато люди, продающие технику, могут продавать знания о способах раскрыть потенциал товара. Ряд физических задач в быту искусственный интеллект не может пока реализовать. В результате стоимость и ценность рабочего человека растет и продолжит это делать в будущем. При этом обслуживание техники требует специально обученных людей, отвечающих за эксплуатацию и устранение неполадок.

Будь то журналист, психолог, программист или кто-то еще, нужна постоянная клиентская база. Также следует учитывать, что на начальном этапе прибыли не будет, поэтому потребуется капитал для открытия и формирования рекламного образа на рынке.

Создавая продукт в России, необходимо знать, кому его продать. И чтобы эффективно продать, нужно непосредственно выйти на клиента. Это общемировая тенденция. Тут показательным примером может стать малый бизнес, где решают личные качества предпринимателя.

Кроме того, бизнесмен должен знать свое дело, быть профессионалом в своей отрасли – тогда его товары будут дороже стоить. Можно выбрать, кем быть: рыболовом, охотником или земледельцем. Первый может ловить улов в статичном озере, второй искать добычу в открытых и далеких угодьях, а третий заниматься собирательством и обработкой земли. Но главное, что нужно усвоить, – везде к успеху приводит труд.

Еще один совет, который я бы дал всем предпринимателям, – нужно уметь разговаривать с людьми. Не бояться отдавать и делать вклад в будущее деловых отношений, чтобы укрепить связь. А если что-то пойдет не так, то расставаться без сожаления. Также не менее важно выработать в себе устойчивость к неудачам, чтобы оставаться в рабочем тонусе при любых обстоятельствах, так как никто никогда не гарантирует вам стабильно процветающего бизнеса. И что еще важно – это быть в курсе происходящего. Если держать руку на пульсе, то никогда не останешься без денег.