Вузы Пермского края приняли участие в общероссийском мероприятии Университета Иннополис «Марафон цифровых кафедр». Задача марафона — помочь студентам и молодым специалистам получить дополнительное образование в области информационных технологий. Пермский государственный национальный исследовательский университет и Пермский национальный исследовательский политехнический университет, участвующие в программе «Приоритет-2030», уже в прошлом году открыли свои «цифровые» кафедры и представили на марафоне программы.

Идея создания дополнительных «цифровых» кафедр, которые помогут преодолеть кадровый дефицит в ИТ-отрасли, возникла еще в прошлом году и уже доказала свою эффективность. Вузы Перми – участники программы «Приоритет 2030» — в прошлом году присоединились к этому проекту. Почти две тысячи студентов разных направлений воспользовались возможностью бесплатно получить дополнительное образование в области информационных технологий. Ведущие вузы Пермского края этим летом выпустят более 1000 молодых специалистов, окончивших различные факультеты и получивших дополнительную ИТ-квалификацию. Проект «Цифровые кафедры» реализуется в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». «По поручению Президента правительство проводит комплексную работу по повышению качества подготовки ИТ-специалистов и цифровой грамотности россиян. От этого напрямую зависит обеспечение информационной безопасности страны. И мы видим, что молодые люди заинтересованы в развитии цифровых компетенций», – отметил вице-премьер России Дмитрий Чернышенко.

Кроме того, ведется работа и с абитуриентами этого года: на следующий учебный год количество учебных мест на цифровых кафедрах увеличат до тысячи человек. При этом дополнительную ИТ-квалификацию в вузах Перми смогут получить те молодые специалисты, кто уже работает на различных производствах края.

Необходимость в таком дополнительном обучении очевидна – преодоление разрыва между системой подготовки ИТ-кадров в высшей школе, дополнительным образованием и реальными секторами экономики страны сейчас является одной из приоритетных задач, успешное решение которой необходимо для развития российской экономики. Такой дисбаланс между необходимыми и получаемыми компетенциями вызван, прежде всего, стремительно изменившимися условиями развития экономики в цифровой среде. На каждом конкретном предприятии процессы развиваются настолько быстро, что в большинстве случаев для бизнеса эффективнее не ждать от вендоров готовых решений, но самим постоянно модернизировать и совершенствовать свои цифровые активы, подстраиваясь под конкретные условия работы и конкретные задачи. Особенно чувствительной эта проблема стала в последнее время — после разрыва технологических связей с иностранными поставщиками программных продуктов.

Проект «Цифровые кафедры» позволит увеличить число ИТ-специалистов, способных на местах решать подобные задачи. Он был запущен в 2022 году, а программа обучения на таких кафедрах предусматривает не только лекционный курс, но и практические разборы ИТ-кейсов, самостоятельную работу, консультации с преподавателями и экзаменационные испытания в формате защиты реальных проектов, которые выполнялись в рамках производственной практики у ИТ-партнеров.

Новая инициатива была принята не сразу, однако заместитель начальника Учебно-методического управления Пермского национального исследовательского политехнического университета Ирина Герасимчук рассказала, что за год удалось изменить отношение студентов и их родителей к дополнительному цифровому образованию. Еще прошлой осенью приходилось проводить огромную разъяснительную работу, так как абитуриенты, студенты и их родители воспринимали «цифровые кафедры» как ненужную дополнительную нагрузку и искренне не понимали, почему государство тратит на это деньги и предоставляет возможность такого обучения бесплатно, загружая их тем, что никогда не понадобится в работе.

«Но уже сегодня мы отметили, что учащиеся “цифровых” кафедр стали гораздо лучше учиться не только по «цифровым», но и по профильным предметам, так как образовательные ИТ-треки, направленные на решение проблем конкретной отрасли, помогают ребятам освоить логику своей основной профессии, добавляют заинтересованности. И, что самое главное, на мой взгляд, они позволяют оценить масштаб и перспективу будущего карьерного роста. Поэтому в 2023 году мы увеличим поток нашей “цифровой кафедры” с 600 до 1000 учеников, сделаем специальные ИТ-программы под определенные промышленные специальности и введем курсы повышения квалификации для недавних выпускников, которые уже работают в пермских компаниях или на предприятиях промышленного комплекса. По каждому учебному треку определим индустриального партнера и ИТ-компанию, специализирующуюся на основном профиле студента, например, на управлении строительными объектами. Если будет принят законопроект, предлагающий обязать студентов-бюджетников ИТ-факультетов проходить производственную практику в ведомствах и компаниях госсектора, это тоже поможет нашей работе. Одна из новых программ нашей кафедры направлена именно на студентов кафедры государственного и муниципального управления», — рассказала Ирина Герасимчук.

И.о. директора Регионального института дополнительного образования Пермского государственного национального исследовательского университета, заместитель руководителя проектного офиса «Цифровая кафедра» ПГНИУ Михаил Мухин тоже уверен, что период сомнений и споров пройден. Он сообщил, что запись абитуриентов на цифровые кафедры университета на следующий учебный год уже стартовала, проект почти не требует дополнительной рекламы. Цифровые кафедры ПГНИУ работают во исполнение целей, которые ставит перед собой и федеральный проект «Единой России» «Цифровая Россия», а деятельность по сближению потребностей ИТ-отрасли и промышленности страны ведется согласованно и в плотном сотрудничестве образовательных организаций, представителей ИТ-индустрии и федеральных проектов.

«На нашей “цифровой” кафедре предусмотрено шесть учебных треков: два для профильных ИТ-студентов и четыре для ребят с любых факультетов. Мы уже начали масштабирование этого проекта. Первой образовательной структурой, которая нас поддержала, стал Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ. Так что сегодня на нашей базе обучаются более 200 курсантов этого учебного заведения – для них сформирована программа по использованию отечественного и свободного ПО (Linux), а также по моделированию и проектированию сооружений и изделий средствами CAD CAM-систем. По окончанию военного института выпускники получат диплом о профессиональной переподготовке, еще одну квалификацию и смогут применить полученные знания для повышения эффективности своей службы по защите нашей страны», — сказал Михаил Мухин.

По его словам, выбор направлений и реализация программ ведётся совместно с командованием военного института, курсанты получают исключительно необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности знания и компетенции, разбирают конкретные кейсы и моделируют изделия, сооружения в соответствии с получаемой специальностью.

Для достижения технологического суверенитета России, прежде всего, нужны специалисты, замечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

«Причем не только те, кто разбирается в функционале и работе ИT-инфраструктуры, но и те, кто понимает процессы и вызовы других отраслей, с которыми тоже придется иметь дело ИТ-индустрии – как сейчас, так и впоследствии. В России работают – и это признают во всем мире – прекрасные специалисты, которых расхватывают и ИТ-гиганты, и крупнейшие компании из других отраслей, которым тоже нужны талантливые айтишники. Но экономике нужны как айтишники, так и профильные работники, которые разбираются в своем производстве и при этом обладают достаточными цифровыми знаниями, которые помогут им работать в плотном тандеме с ИТ-подразделениями или привлеченными компаниями. Такое сотрудничество позволит быстрее разрабатывать необходимые тому или иному производству программные продукты и системы, готовить корректные технические задания, по которым будут создаваться именно нужные отрасли сервисы или ПО, и потом оперативно внедрять их на производстве. Так что в конечном итоге цифровые кафедры помогут не только студентам получить дополнительные знания и более конкурентное предложение по трудоустройству, но и предприятиям перейти на совершенно новый этап развития за счет более эффективной работы по цифровизации производственных процессов», — уверен Антон Немкин.

Депутат также добавил, что помочь студентам найти применение полученным знаниям еще на этапе учебы могут сами вузы — выстраивая эффективные структурные связи между студентами, государственными ведомствами, бизнесом и ИТ-компаниями. «Производственная практика позволит понять, как функционируют, например, госорганы или промышленность, и применить свои знания не только для выполнения стандартных практических кейсов, но и для предложения инновационных идей», — считает Немкин.