Заседание комитета по транспорту и логистике Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей прошло в креативном бизнес-пространстве Екатеринбурга «Домна».

Основной темой для обсуждения экспертов отрасли, представителей профессионального сообщества и органов власти стали вопросы дефицита рабочих кадров и развитие сухого порта в столице Урала.

По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Дмитрия Брусянина, проблемой №1 для транспортной отрасли сегодня является нехватка водителей. Несмотря на стабильность основных показателей, в текущей ситуации сокращения кадровых резервов не стоит откладывать решение данного вопроса. Как утверждают эксперты, средний возраст этой категории работников на многих предприятиях Свердловской области составляет 50–55 лет.

Председатель комитета по транспорту и логистике СОСПП Сергей Мазуркевич, говоря о кадровой проблеме, отметил: «Следствием нехватки работников станет сдерживание развития отрасли, что может привести к сокращению не только количественных показателей, но и к снижению качества предоставляемых услуг, которое в ситуации дефицита отходит на второй план.
Уральские предприятия свою задачу выполнили – создали рабочие места. Сейчас необходимо консолидированными усилиями власти и бизнеса создать условия для их наполнения. Одним из решений может стать создание регионального профильного технопарка».

Комментируя ситуацию с дефицитом специалистов, исполнительный директор СОСПП Сергей Радишевский рассказал, что в настоящее время при комитете по транспорту СОСПП создана рабочая группа с представителями Министерства образования, Министерства транспорта и департамента по труду и занятости населения, задачей которой является подготовка обобщенных сведений и решений по проблеме. Обоснованием станет учет кадровой потребности отрасли, основанный на текущих показателях, также связанный с перспективами реализации проекта «Сухого порта в Екатеринбурге». Среди решений будут обозначены специальности, учебные заведения и материальная база, необходимые для исправления ситуации в отрасли. Открытым на сегодняшний день, по словам представителя Союза промышленников и предпринимателей, остается вопрос софинансирования транспортными и логистическими предприятиями разрабатываемых программ.

Что касается «Сухого порта» – проекта, реализуемого в регионе, то здесь участники совещания были едины во мнении, что текущей задачей является концептуальное оформление данного проекта.

«“Сухой порт – это потоки грузов, проходящие через нашу территорию, их сортировка и отправка, дополнительные таможенные посты, склады временного хранения, мультимодальные перевозки. Все это в нашей области есть и работает уже сейчас. Говоря о «Сухом порте», мы имеем в виду более цивилизованную и прогнозируемую организацию процессов, связанных с распределением транспортных грузопотоков», – отметил председатель Комитета Сергей Мазуркевич.

Заместитель областного министра Дмитрий Брусянин подчеркнул готовность власти к обсуждению и реализации конкретных предложений от экспертного сообщества.

Говоря о показателях и особенностях международных автоперевозок грузов, заместитель председателя Комитета Александр Салаутин привел некоторые цифры. По словам эксперта, прогнозируемый рост объемов перевозимых грузов в 2023 году может составить 55–65% по отношению к прошлому году. Среди проблем, с которыми сталкиваются российские водители на границах: ограничения в ряде стран количества объема перевозимого топлива и разница в стоимости топлива для иностранных перевозчиков, дополнительное декларирование грузов, запреты на погрузку определенных видов грузов в автомобили с российскими номерами и преимущества для проезда через границы для автомобилей других стран. Все эти обстоятельства ведут к простоям и увеличению сроков доставки, что, несомненно, сказывается на стоимости продукции для ее конечного потребителя.

Подводя итоги заседания, участники отметили, что следствием кардинальной переориентации российской экономики является непрекращающееся перестроение и перенастройка транспортно-логистической сферы. Участники этого рынка находятся в режиме ежедневной адаптации и нуждаются в поддержке и быстрых решениях со стороны органов власти.