В связи с санкциями, введенными против российской гражданской авиации после начала спецоперации на Украине, российским авиакомпаниям пришлось перерегистрировать свои самолеты Airbus и Boeing в российский реестр. Однако это не гарантирует их защиту от ареста за рубежом, так как они все еще принадлежат иностранным лизингодателям.

Для решения этой проблемы Минтранс предложил выкупить самолеты у западных собственников с помощью средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). На эти цели было выделено 300 млрд руб. в виде займа по ставке 1,5% на 15 лет. Новой лизинговой компанией выступает «НЛК-Финанс», подконтрольная Росавиации и входящая в Национальную судоходную компанию (НСК).

Однако не все авиакомпании согласны с условиями выкупа. По данным «Коммерсантъ», «Уральские авиалинии» и iFly до сих пор не переоформили свои самолеты в российскую собственность из-за несогласия с требованиями «НЛК-Финанс». Авиаперевозчиков не устроило, что им нужно оформить финансовый лизинг, то есть перевести самолеты в свою собственность, заплатить 30–40% от их стоимости в качестве депозита и ежегодно отчислять фиксированную долю чистой прибыли (также 30–40%) в зачет выкупа.

При этом «Аэрофлот» ранее получил самолеты по операционному лизингу – после окончания лизинга самолеты вернутся собственнику. Источник, близкий к Минтрансу, утверждает, что дополнительные требования выдвинул Минфин. Он не исключил, что условия могут измениться. В то же время собеседник газеты в кабмине заявил, что Минфин таких требований не выдвигал.

«Уральские авиалинии» рассчитывают закрыть сделки по 19 самолетам, iFly – по трем бортам. Стоимость самолетов «Уральских авиалиний» оцениваются в 28–33 млрд руб., а iFly – в 9–10 млрд руб. Также рассматривается заявка S7 на 50–70 млрд руб.

Всего из ФНБ на выкуп самолетов было выделено 300 млрд руб. Ранее НСК рассчиталась с западными собственниками за 49 бортов «Аэрофлота». Стоимость 45 из них составила 167 млрд руб., пишет «Коммерсантъ». Сумма, выделенная на остальные четыре лайнера, неизвестна. По оценкам экспертов, общая сумма могла составить 180 млрд руб.

Эксперты полагают, что такое различие между финансовым и операционным лизингом может иметь серьезные последствия для частных авиакомпаний. Во-первых, они могут не иметь достаточно средств для оплаты депозита и выкупа самолетов, которые им не всегда нужны на постоянной основе. Во-вторых, они могут потерять гибкость в управлении своим флотом, так как не смогут менять самолеты в зависимости от спроса и рыночной ситуации. В-третьих, они могут столкнуться с увеличением налоговой нагрузки, так как не смогут списывать лизинговые платежи как расходы.