Общественное обсуждение затронет поправки в Воздушный кодекс и закон об ограничении выбросов парниковых газов, предложенные Минэкономразвития. Инициатива направлена на интеграцию России в международную схему CORSIA (ИКАО) по компенсации авиационных выбросов. Специалисты прогнозируют возможное удорожание энергоресурсов, тепла, сырья и рост общего объёма выбросов.
Согласно документу, авиаперевозчики России с годовыми выбросами свыше 10 тыс. тонн СО₂-эквивалента будут обязаны предоставлять соответствующую отчетность. С 2031 года для них вводится требование компенсировать выбросы путем покупки углеродных единиц. Заместитель министра экономического развития Максим Колесников подчеркнул, что интеграция стандартов CORSIA в российское законодательство обеспечит стабильный спрос на отечественные углеродные единицы и может удержать их стоимость на уровне 70–90 долларов США.
При этом в материалах сопровождающего законопроект отсутствует анализ потенциальных затрат авиакомпаний. Согласно данным российского подразделения международной компании Earthood, расходы российских авиаперевозчиков на компенсацию выбросов в период с 2027 по 2035 год могут варьироваться от 61 до 258 млрд рублей. Несоблюдение требований CORSIA, обязательных для всех стран-членов ИКАО с 2027 года, грозит штрафными санкциями, хотя их размер и механизм пока не определены.
Самым спорным пунктом законопроекта стал предлагаемый механизм реализации. Текущая версия предусматривает введение «отраслевых мер по ограничению выбросов парниковых газов», перечень которых и круг организаций будет определяться профильными отраслевыми властями. Это может привести к значительному расширению числа компаний, подпадающих под углеродное регулирование, тогда как сегодня данные требования касаются только предприятий с ежегодной эмиссией более 50 тыс. тонн СО₂-экв., вне зависимости от сектора.
Текст законопроекта и пояснительные материалы не уточняют, что именно будет относиться к «отраслевым мерам». В мировой практике наиболее популярными являются квотирование выбросов или введение углеродного налога. На данный момент система квотирования действует в пилотном режиме только в рамках Сахалинского эксперимента, результаты которого будут подведены в 2028 году. Во время реализации данного эксперимента уже высказываются разноречивые мнения относительно эффективности данных инструментов и сомнения в их практической ценности.
По мнению Владимира Лукина, руководителя органа по валидации и верификации ООО «Кэпт Верификация», не стоит преувеличивать значение отраслевой инициативы. CORSIA выступает внешним драйвером, способствующим развитию углеродного рынка в России и стимулирующим компании к реализации климатических проектов с возможностью монетизации. Однако правила и стандарты по развитию инициативы пока сформулированы лишь на общем уровне и будут развиваться со временем. Рассматривать же участие России в CORSIA как катализатор комплексной трансформации системы углеродного регулирования на национальном уровне преждевременно из-за высокой неопределённости.
Эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН ранее указывали, что масштабирование «Сахалинской модели» на всю страну не является эффективным решением. Это не обеспечит достижение ключевых целей климатической политики: ни увеличения бюджетных поступлений, ни защиты от «трансграничного углеродного налога» ЕС, ни успешной интеграции в мировой углеродный рынок в рамках статьи 6 Парижского соглашения.
Что касается возможного введения в России углеродного налога, то по оценкам ИНП РАН он может привести к значительному росту цен на ключевые группы товаров: электроэнергию — до +25%, тепловую энергию — до +80%, минеральные ресурсы — до +35%, удобрения — до +50%. В совокупности это способно вызвать инфляционное давление и лишить развития целые отрасли экономики.
Владимир Лукин также отмечает, что меры углеродного регулирования должны быть ориентированы на стратегически важные технологии и решения, приоритеты которых в России пока не определены. Введение дополнительных регуляторных требований может оказаться преждевременным и вызвать обратный эффект. Российский бизнес чрезвычайно уязвим к новым нагрузкам, которые способны отложить инвестиционные и модернизационные проекты. В итоге это приведет не к снижению, а к увеличению выбросов из-за нереализованного потенциала обновления производства.
Глава Минэкономразвития Максим Решетников не раз заявлял, что правительство намерено придерживаться «мягкой модели» регулирования, основанной на обязательной отчетности и добровольности климатических инициатив. Однако текущий законопроект, предоставляющий государственным органам широкие полномочия по введению отраслевых мер, может указывать на резкую смену позиции. При этом причины подобного сдвига и наличие качественной оценки связанных с этим рисков остаются неизвестными.
Авиационная отрасль будет платить за выбросы парниковых газов
Общественное обсуждение затронет поправки в Воздушный кодекс и закон об ограничении выбросов парниковых газов, предложенные Минэкономразвития. Инициатива направлена на интеграцию России в международную схему CORSIA (ИКАО) по компенсации авиационных выбросов. Специалисты прогнозируют возможное удорожание энергоресурсов, тепла, сырья и рост общего объёма выбросов.
Согласно документу, авиаперевозчики России с годовыми выбросами свыше 10 тыс. тонн СО₂-эквивалента будут обязаны предоставлять соответствующую отчетность. С 2031 года для них вводится требование компенсировать выбросы путем покупки углеродных единиц. Заместитель министра экономического развития Максим Колесников подчеркнул, что интеграция стандартов CORSIA в российское законодательство обеспечит стабильный спрос на отечественные углеродные единицы и может удержать их стоимость на уровне 70–90 долларов США.
При этом в материалах сопровождающего законопроект отсутствует анализ потенциальных затрат авиакомпаний. Согласно данным российского подразделения международной компании Earthood, расходы российских авиаперевозчиков на компенсацию выбросов в период с 2027 по 2035 год могут варьироваться от 61 до 258 млрд рублей. Несоблюдение требований CORSIA, обязательных для всех стран-членов ИКАО с 2027 года, грозит штрафными санкциями, хотя их размер и механизм пока не определены.
Самым спорным пунктом законопроекта стал предлагаемый механизм реализации. Текущая версия предусматривает введение «отраслевых мер по ограничению выбросов парниковых газов», перечень которых и круг организаций будет определяться профильными отраслевыми властями. Это может привести к значительному расширению числа компаний, подпадающих под углеродное регулирование, тогда как сегодня данные требования касаются только предприятий с ежегодной эмиссией более 50 тыс. тонн СО₂-экв., вне зависимости от сектора.
Текст законопроекта и пояснительные материалы не уточняют, что именно будет относиться к «отраслевым мерам». В мировой практике наиболее популярными являются квотирование выбросов или введение углеродного налога. На данный момент система квотирования действует в пилотном режиме только в рамках Сахалинского эксперимента, результаты которого будут подведены в 2028 году. Во время реализации данного эксперимента уже высказываются разноречивые мнения относительно эффективности данных инструментов и сомнения в их практической ценности.
По мнению Владимира Лукина, руководителя органа по валидации и верификации ООО «Кэпт Верификация», не стоит преувеличивать значение отраслевой инициативы. CORSIA выступает внешним драйвером, способствующим развитию углеродного рынка в России и стимулирующим компании к реализации климатических проектов с возможностью монетизации. Однако правила и стандарты по развитию инициативы пока сформулированы лишь на общем уровне и будут развиваться со временем. Рассматривать же участие России в CORSIA как катализатор комплексной трансформации системы углеродного регулирования на национальном уровне преждевременно из-за высокой неопределённости.
Эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН ранее указывали, что масштабирование «Сахалинской модели» на всю страну не является эффективным решением. Это не обеспечит достижение ключевых целей климатической политики: ни увеличения бюджетных поступлений, ни защиты от «трансграничного углеродного налога» ЕС, ни успешной интеграции в мировой углеродный рынок в рамках статьи 6 Парижского соглашения.
Что касается возможного введения в России углеродного налога, то по оценкам ИНП РАН он может привести к значительному росту цен на ключевые группы товаров: электроэнергию — до +25%, тепловую энергию — до +80%, минеральные ресурсы — до +35%, удобрения — до +50%. В совокупности это способно вызвать инфляционное давление и лишить развития целые отрасли экономики.
Владимир Лукин также отмечает, что меры углеродного регулирования должны быть ориентированы на стратегически важные технологии и решения, приоритеты которых в России пока не определены. Введение дополнительных регуляторных требований может оказаться преждевременным и вызвать обратный эффект. Российский бизнес чрезвычайно уязвим к новым нагрузкам, которые способны отложить инвестиционные и модернизационные проекты. В итоге это приведет не к снижению, а к увеличению выбросов из-за нереализованного потенциала обновления производства.
Глава Минэкономразвития Максим Решетников не раз заявлял, что правительство намерено придерживаться «мягкой модели» регулирования, основанной на обязательной отчетности и добровольности климатических инициатив. Однако текущий законопроект, предоставляющий государственным органам широкие полномочия по введению отраслевых мер, может указывать на резкую смену позиции. При этом причины подобного сдвига и наличие качественной оценки связанных с этим рисков остаются неизвестными.
Источник: https://mibrf.ru/mainstage/aviaperevozchikam-prodadut-vozduh/
Tags: АвиаперевозчикиУглеродные ЕдиницыCORSIAОтраслевые МерыКлиматическая Политика