Построить серьезный бизнес без партнеров или инвесторов сегодня очень сложно. Одно дело, если бизнес крупный и есть поддержка от государства. Другое – малый бизнес, где нужно очень осторожно относиться ко многим вещам, особенно к бизнес-партнерам. Серийный предприниматель и руководитель 1081 юридического лица Анатолий Аронов в своей колонке для «Регионов России» рассказывает о том, как искать партнеров и выстраивать отношения с ними.

Прежде всего, предлагаю разобраться, а зачем человеку, у которого есть малый бизнес, иметь партнеров? Во-первых, он может не успевать что-то делать, и ему нужны дополнительные руки. Во-вторых, он может хорошо работать руками, но делать ошибки «в счете». В-третьих, он не может оценить свой труд. И последнее самое интересное. Оценить труд в малом бизнесе может только человек, который смотрит как бы со стороны. Партнеру проще понять, сколько может стоить товар или услуга в действительности.

Малый бизнес – лицо человека, в нем проявляется его профессионализм, отношение к людям, религии, семье и т.д. В малом бизнесе человек продает свои умения и при этом рискует всем: своими деньгами, репутацией, положением. Поэтому союзника по бизнесу нужно искать избирательно и выбирать тех, кто может что-то дать. Разговор тут даже не про деньги, а про то, чего вы не знаете: отношения, знакомства, моральную отдушину и т.д.

Партнера в малом бизнесе сложнее найти, чем жену. Если вы женились, а потом развелись, – в крайнем случае вы ничего не потеряете, потому что у вас ничего и не было. А партнер по бизнесу при выходе из дела «ворует» ваши деньги и ваших клиентов. Несмотря на то, что малому бизнесу нужно платить много налогов, люди все равно им занимаются. Почему? Мы хотим быть свободными от других людей, от начальства – это главная движущая сила своего дела. Сначала человек становится партнером, учится, ему платят деньги за работу, а потом он уходит и открывает что-то свое, забирая клиентов. Партнерство в малом бизнесе – большая редкость. При этом с вероятностью 99% вас в конце концов обманут, как бы долго вы ни искали подходящего человека. Это жизнь.

Если вы будете сами искать партнера, то, скорее всего, наткнетесь на мошенников. Простой пример: когда вы идете в лес за грибами, случайно можете взять ядовитые. Но когда вы покупаете грибы у кого-то, такого не будет: у вас есть время и деньги, вы можете выбирать, грибники вам все объяснят. Поэтому не надо никогда самому искать людей. Люди должны к вам идти, понимая, что вы очень хороший профессионал, что рядом с вами можно заработать денег, что у вас есть репутационные возможности.

Если же вы все-таки занимаетесь поиском самостоятельно, нужно сделать следующее: расписать свои достижения – какой вы «великий» – и сразу приглашать по два-три потенциальных кандидата, чтобы они как бы боролись между собой. Когда происходит такое состязание, люди могут показать все свои отрицательные качества. И если кто-то из них не подойдет – ради бога, есть другой человек. Всегда надо делать так, чтобы люди думали, что вы круче, чем есть на самом деле. Никто никогда не говорит, что из себя представляет на самом деле. Все врут.

И помните – вы никогда не найдете равнозначного партнера. У поезда может быть только один локомотив, второй, такой же, всегда тянет в противоположную сторону. Это главный принцип партнерства.