Настоящее постижение Тютчева, бездонной глубины его творческого наследия (публицистического, эпистолярного, поэтического) в XXI веке приобретает особую значимость. Подлинное открытие поэта-философа состоялось в XX столетии, благодаря А. Белому, В. Брюсову, Ал. Блоку, мечтавшему написать статью к новому изданию Тютчева, признавшегося, что два года находился под впечатлением стихотворения «Два голоса».

Для современников Тютчева характер его творчества был нов и неожидан, хотя И.С. Тургенев, А.А. Фет, Л.Н. Толстой оценили глубину поэзии, «почти все стихи о природе, любви, истории, судьбе человечества и человека, противоречиях и гармонии мира полны философским осмыслением».

Могила поэта Ф.И. Тютчева на кладбище Новодевичьего монастыря. Санкт-Петербург

Тютчев – это спор о России и Европе, о русском Христе и русских нигилистах, о судьбах России на ее таинственных путях в Истории, о сущности самодержавия, о грозящей бедами революционной крамоле и сути домашних либералов.

Напрасный труд – нет, их не вразумишь.

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация – для них фетиш,

Но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья у Европы.

В ее глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

май 1867

По словам И.С. Аксакова, Тютчева раздражала «скудность национального понимания в высших сферах… пренебрежение к правам и интересам русской народности».

Мнения и оценки западных идеологов о России Тютчев называл «новым доказательством умственного бесстыдства и духовного растления», впрочем, понятного: Запад чувствует себя перед Россией как перед стихией, если и не враждебной, то вполне ему чуждой, неподвластной. Истинным защитником России от ее хулителей и клеветников Тютчев считал как раз историю: она, по его мнению, разрешает в пользу России все испытания, которым подвергается ее судьба.

…Давно на почве европейской,

Где ложь так пышно разрослась,

Давно наукой фарисейской

Двойная правда создалась:

Для них – закон и равноправность,

Для нас – насилье и обман,

И закрепила стародавность

Их как наследие славян.

1867

Когда Л.Н. Толстой узнал о болезни Тютчева, написал: «Я его люблю и считаю одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки». «Как бы ни старалось правительство, но если оно перестает быть представителем и воплощением национальных интересов страны, если оно осуществляет лишь политику личного тщеславия, – то оно никогда не заслужит ни благодарности, ни даже уважения», – уверял Тютчев в 1867 году.

Памятник Ф.И. Тютчеву. Скульптор А.И. Кобилинец. 1978г. с. Овстуг

Чувство одиночества было особенно ощутимо в последние годы жизни. После смерти Е.А. Денисьевой в 1865 году умерли ее и Тютчева дети: годовалый сын Николай и 14-летняя дочь Елена. Впереди были новые тяжелые испытания. В 1870 году ушел из жизни сын Дмитрий: «Ах, бедный милый мальчик! Он умер, вовсе не подозревая, до какой степени был мне дорог».

В 1872 году, в день Пасхи, Тютчев послал умиравшей от чахотки дочери Марии слова ободрения и мольбы:

О, дай болящей исцеленье,

Отрадой в душу ей повей,

Чтобы в Христово Воскресенье

Всецело жизнь воскресла в ней…

В том же году Мария скончалась. После всего пережитого поэт обращается к жене со словами, пронизывающими до боли:

Все отнял у меня казнящий Бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон,

Одну тебя при мне оставил он,

Чтоб я ему еще молиться мог.

Эрнестина Федоровна была рядом с мужем до последних минут его жизни. Последним чтением Тютчева во время предсмертной болезни стали книги «История папы Григория VII А. Вильмена и «Письма к принцессе» Ш. Сент-Бева.

Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума и неугасающим интересом к событиям политической и литературной жизни. Он радовался появлению в журнале «Русский архив» записки «О цензуре в России», а также статей «Россия и Германия», «Россия и Революция», написанных им много лет тому назад; требовал читать ему газеты, писал или диктовал письма. В его сознании теснились образы, которые некогда выливались в поэтические строки. В письме к дочери Дарье 1 апреля 1873 года он писал едва повиновавшейся рукой о тех минутах жгучего волненья, которое он пережил после посещения гр. Адлерберг (той самой Амалии):                      

Я встретил вас – и все былое

В отжившем сердце ожило;      

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

«Добрая Амалия пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года. «Милый, умный, как день умный, Федор Иванович! Прости-прощай!» – с горечью отозвался на известие об этой смерти И.С. Тургенев.

О последних минутах жизни поэта рассказал И.С. Аксаков: «Ранним утром 15 июля 1873 года лицо его внезапно приняло какое-то особенное выражение торжественности и ужаса; глаза широко раскрылись, как бы вперились вдаль, – он не мог уже ни шевельнуться, ни вымолвить слова, – он, казалось, весь уже умер, но жизнь витала во взоре и на челе. Никогда так не светилось оно мыслью, как в этот миг, рассказывали потом присутствовавшие при его кончине… Чрез полчаса вдруг все померкло, и его не стало… Он просиял и погас».

Дом-музей Ф.И. Тютчева.с. Овстуг

18 июля гроб с телом был перевезен в Петербург и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Патриотическое чувство Тютчева было широким, культурным и просвещенным. Благодарное и благородное ощущение причастности к родной истории, к русскому языку было неотъемлемой частью его патриотизма.

Служить истине, быть открытым для правды, ценить свой дар и пребывать верным ему до смертного часа – такой путь прошел великий русский поэт – дипломат Ф.И. Тютчев.